Вегето-сосудистая дистония у подростков
Вегето-сосудистая дистония у подростков — это болезнь, поражающая нервную и кровеносную системы. ВСД еще называют соматоформной вегетативной дисфункцией. Заболевание может проявляться по-разному, различают три основных типа:
- гиперкинетический,
- гипокинетический,
- смешанный.
Классификация основана на патогенезе развития заболевания и наборе основных признаков.
Подростковый возраст и ВСД
Чаще всего вегето-сосудистая дистония диагностируется у подростков, при этом выявляются в основном смешанный или гиперкинетический типы.
Проявления заболевания у детей могут быть различны. Все дело в том, что спровоцировать отклонение могут разные причины и переходный возраст — не единственная из них.
Гормональная перестройка организма ребенка в момент взросления влияет на соматическое состояние. В частности, активизация работы половых желез способна изменить поведение ребенка на уровне ЦНС. Помимо этого, изменениям подвергается и кровеносная система. Риск возникновения заболевания увеличивается под влиянием следующих факторов:
- наступление периода активной гормональной перестройки;
- проблемные и стрессовые ситуации;
- вредные привычки, в частности, курение, употребление спиртных напитков, наркотиков и токсичных веществ;
- перенесенные острые и хронические инфекционные заболевания, которые могут стать причиной развития вегето-сосудистой дистонии по гипокинетическому типу;
- малоподвижный образ жизни. Низкий тонус мышц и гиподинамия;
- излишняя целеустремленность, перфекционизм, склонность к неврозам и неврозоподобным состояниям.
Процесс обучения, его интенсивность, повышенные требования со стороны родителей и учителей, неконтролируемая эмоциональность, вызванная изменениями в гормональной системе — все это можно назвать причинами вегето-сосудистой дистонии подростков.
Чем опасна вегето-сосудистая дистония?
Несмотря на то, что большинство медиков не склонно оценивать вегето-сосудистую дистонию у подростков как заболевание, приводящее к серьезным последствиям, закрывать глаза на ее проявления и необходимость лечения не стоит.
Прежде всего, ВСД существенно влияет на общее состояние, работоспособность, концентрацию и восприимчивость. Самым серьезным итогом ВСД при полном отсутствии лечения может стать артериальная гипертензия. Заболевание, возникающее на фоне соматоформной вегетативной дисфункции, становится серьезной проблемой в тридцатилетнем возрасте.
В подростковом возрасте симптоматика выглядит следующим образом:
- нарушение сердечных ритмов, тахикардия;
- резкие перепады артериального давления, характерные для смешанного типа ВСД;
- эпизодические боли в области сердца, кардиалгия;
- временные нарушения зрения при физических нагрузках.
Вегето-сосудистая дистония: лечить или не лечить?
Само заболевание, равно как и его симптомы, известны давно. ВСД у подростков успешно диагностируется, однако однозначного способа лечения болезни пока не найдено, так как до сих пор медикам не удалось до конца расшифровать саму патологию.
Пока врачи имеют более полную информацию только о периферических эффектах неврологических проблем в регуляции сердечной и сосудистой деятельности. При этом все еще не ясно, каким образом на возникновение и течение болезни влияют инфекции.
На данный момент большинство специалистов склонно считать основной и самой распространенной причиной вегето-сосудистой дистонии у подростков — стресс.
Методика лечения зависит от причины развития заболевания. Так как основной считаются именно стрессовые ситуации, медикаментозное лечение ВСД практически не проводится. Меры профилактики и лечение ограничиваются снижением количества стрессовых ситуаций, улучшением общего эмоционального состояния и перераспределением умственных нагрузок.
Однако при обострении вегето-сосудистой дистонии возможно применение лекарственных препаратов в терапевтических дозах. Такие методы купируют приступы сосудистых нарушений и нормализуют состояние подростка.
Гибкость и адаптируемость нервной системы подростка является одной из причин, по которой на проявление симптомов болезни медики смотрят без особой тревоги. У детей раннего возраста процессы происходят еще быстрее и проще, поэтому, прогноз, как правило, благоприятен.
Профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков
Вегето-сосудистая дистония у подростков и детей младшего возраста может протекать практически бессимптомно, особенно, если взрослые уделяют должное внимание профилактике ВСД.
Речь идет о ведении здорового образа жизни, занятиях спортом как на любительском, так и на профессиональном уровне, режиме питания, а также сна и бодрствования. Для лучшего состояния сосудов необходимо разнообразить рацион, добавив в него больше клетчатки и витаминов, а также продуктов, содержащих калий и магний. А вот жирную и жаренную пищу лучше исключить или хотя бы свести ее употребление к минимуму. Причина отказа от термически обработанных жиров — это риск развития атеросклеротических процессов. Естественно, в этот период лучше всего увеличить пребывание ребенка на свежем воздухе.
Изменения температуры тела
Как уже было отмечено выше, вегето-сосудистая дистония у подростков имеет огромный перечень различных симптомов. Однако важным показателем того, что нарушения не вызваны более серьезными заболеваниями, требующими немедленного медицинского вмешательства, может служить отсутствие температуры.
Сочетание нескольких распространенных симптомов ВСД и повышенной температуры говорит о наличии в организме инфекции или же очага воспаления. Естественно, диагностировать заражение и оперативно начать лечение инфекционного заболевания может только опытный врач. Поэтому при первых признаках повышения температуры необходимо обращаться за помощью к медикам, а не пытаться снять симптомы самостоятельно.
Методы медикаментозного лечения ВСД у подростков
Основным способом снятия болезненных состояний, связанных с обострением вегето-сосудистой дистонии у подростков и детей младшего возраста является снижение уровня стресса и выработка стрессоустойчивости, как метода противостояния неврозам. Несмотря на это при более сложных проявлениях и таких симптомах, как регулярные головные боли, обмороки, расстройства сна, отсутствие аппетита, плаксивость и раздражительность, снижение эмоционального фона, врач может прописать курсовой прием следующих препаратов:
- седативные средства, успокаивающие нервную систему;
- антидепрессанты, улучшающие общий эмоциональный фон;
- комплексы витаминов и минералов, укрепляющие организм в целом.
Лечение проводится только под наблюдением невролога и только после обследования, которое может выявить отклонения в состоянии кровеносной системы.
С возрастом большинство симптомов вегето-сосудистой дистонии у подростков проходит самостоятельно. Однако, надеяться только на это нельзя. Применяя весь спектр профилактических методов, можно снизить необходимость лечения или сделать его более щадящим, но полностью исключать прием препаратов или выполнение общих рекомендаций нельзя. К общим рекомендациям можно отнести:
- своевременную диагностику и лечение любых инфекционных заболеваний;
- установление и соблюдение режима дня;
- грамотное распределение нагрузки на определенный временной период для снижения утомляемости;
- регулярные прогулки и активный отдых на свежем воздухе;
- уменьшение времени, проводимого за компьютером, планшетом, телефоном;
- качественный и регулярный массаж — лечебный и расслабляющий;
- контроль за внутричерепным давлением и состоянием позвоночника, в том числе и коррекция осанки.
Обострение вегето-сосудистой дистонии у подростков может стать причиной временного освобождения от занятий физкультурой, а также поводом для постановки на учет у невролога. Кроме того, регулярное обследование помогает выявить ВСД у подростков в период «затишья» и своевременно назначить лечение сосудистой системы.
Современные взгляды на лечение синдрома вегетативной дистонии у детей
Синдром вегетативной дистонии (СВД) является одним из самых частых заболеваний детского возраста. Известно, что на приеме у педиатра на долю СВД приходится 50–75% от числа пациентов с неинфекционной патологией.
Синдром вегетативной дистонии (СВД) является одним из самых частых заболеваний детского возраста. Известно, что на приеме у педиатра на долю СВД приходится 50–75% от числа пациентов с неинфекционной патологией. При этом у больных могут отмечаться изменения со стороны различных органов и систем, которые носят функциональный характер. Этим дистония принципиально отличается от других заболеваний, что не должно стать поводом для успокоения, так как возможен переход СВД в такие психосоматические заболевания у взрослых, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма. Отсутствие адекватной терапии может привести к ухудшению в состоянии больного. В связи с этим необходим поиск новых эффективных методов лечения детей с СВД.
Обычно лечение больного с СВД проводится в течение длительного времени. При этом очень важно учитывать характер вегетативных нарушений (преобладание активности симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы), тяжесть клинических проявлений, а также психоэмоциональные особенности личности ребенка. Предпочтение в лечении детей с СВД должно отдаваться немедикаментозным методам. Этого бывает достаточно при легком течении СВД. При тяжелом течении используется и медикаментозная терапия. Одновременно проводится лечение хронических очагов инфекции и сопутствующих заболеваний.
Терапию следует начинать с нормализации режима дня: очень важно, чтобы ночной сон составлял не менее 8–10 ч, а также чтобы ребенок гулял на свежем воздухе не менее 2–3 ч в день. При построении занятий целесообразно чередовать физические и умственные нагрузки. Необходимо устранить гиподинамию, ограничить просмотр телевизионных передач до 1 ч в день, а также работу за компьютером, которые должны быть дозированы с учетом возраста ребенка.
Занятия физкультурой. Дети с СВД должны заниматься утренней гимнастикой. Благоприятное влияние на пациентов оказывают плавание, катание на лыжах, коньках, дозированная ходьба, игра в настольный теннис, бадминтон. Не рекомендуются занятия групповыми видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол), а также боксом, борьбой, кикбоксингом.
Питание. Ребенок с СВД должен получать полноценное питание с достаточным количеством минеральных веществ и витаминов. Детям с повышенной симпатоадреналовой активностью и лабильной артериальной гипертензией необходимо ограничить потребление поваренной соли, чая, кофе. Целесообразно исключить из рациона копчености, острые блюда, шоколад. Детям с повышенной парасимпатической активностью, артериальной гипотонией рекомендуется пища, содержащая достаточное количество жидкости, а также маринады, чай, кофе (лучше с молоком), шоколад и шоколадные конфеты, кефир, гречневая каша, горох. Детям с СВД целесообразно принимать мед на ночь в течение 2–3 мес, а также различные соки, настои, компоты из облепихи, калины, шиповника, рябины, моркови, брусники, черноплодной рябины, изюма, кураги.
Психотерапия. Важное место в лечении детей с СВД должно отводиться индивидуальной рациональной психотерапии, направленной на коррекцию внутренней картины болезни с переориентацией на немедикаментозные приемы саморегуляции. При этом очень важно, чтобы лечащий врач вызывал доверие не только у ребенка, но и у его родителей. Нередко можно видеть хороший терапевтический эффект, убедив больного лишь изменить образ жизни, характер питания, заняться физкультурой.
Водные процедуры. Обычно у детей с СВД эффективны следующие водные процедуры: плавание, циркулярный душ, сауна, лечебные ванны. Бальнеотерапия должна проводиться в зависимости от особенностей вегетативных нарушений. Для детей с повышенной симпатической активностью показаны ванны с добавлением седативных трав, при ваготонии — солевые хвойные, нарзанные, родоновые ванны, обливания, растирания холодной водой.
Физиотерапевтическое лечение. При СВД широко используются гальванизация по рефлекторно-сегментарной методике, парафин, озокерит на шейно-затылочную область. Выбор методики должен проводиться с учетом направленности исходного вегетативного тонуса. При ваготонии показаны электрофорез на воротниковую зону с 5% раствором хлористого кальция, 1% раствором кофеина или 1% раствором мезатона. При симпатикотонии используется электрофорез с 2% раствором эуфиллина, 2% раствором папаверина, 4% раствором сульфата магния.
Массаж. При ваготонии, особенно сочетающейся со снижением артериального давления, назначается общий массаж, а также массаж икроножных мышц, кистей рук и шейно-воротниковой зоны; при преобладании симпатического тонуса — массаж по зонам позвоночника и шейно-воротниковой области.
Медикаментозная терапия. При недостаточной эффективности описанных выше лечебно-оздоровительных мероприятий назначается медикаментозная терапия. Желательно начинать медикаментозное лечение с фитотерапии. Детям с повышенной возбудимостью, тревожностью рекомендуется назначать фитосборы, обладающие седативным действием: шалфей, боярышник, валериана, пустырник, зверобой (табл. 1). Курсы лечения обычно длительные — в течение 3–12 мес. Препараты необходимо чередовать через 2–4 нед (с двухнедельным перерывом между курсами).
Кроме настоек и экстрактов, из фитопрепаратов могут использоваться также различные виды чая. Из препаратов валерианы лучше всего зарекомендовал себя «валериановый чай»: 1 ст. ложку измельченного корня валерианы заварить с вечера одним стаканом крутого кипятка, накрыть блюдцем и на следующий день принять настой в 3–4 приема. Таким же образом готовится чай из пустырника, который обладает даже большими, чем валериана, успокаивающими свойствами. При острых невротических реакциях в качестве быстродействующего «огнетушителя» может использоваться «валериановый коктейль»: 5–15 мл настойки валерианы, т. е. 1 чайная, десертная или столовая ложка, пополам с водой. Менее убедителен седативный эффект таблетированного экстракта валерианы.
При недостаточном успокаивающем эффекте фитопрепаратов в лечении детей с СВД применяются анксиолитики и нейролептики (табл. 2).
Главной мишенью действия нейролептиков и анксиолитиков служат структуры лимбико-ретикулярного комплекса, в которых сосредоточены высшие вегетативные и эмоциональные центры. Тесная связь психических и вегетативных функций, осуществляемая лимбической системой, позволяет понять, почему эти препараты, снижая эмоциональную возбудимость, одновременно оказывают нормализующее влияние на вегетативно-висцеральные расстройства, сопровождающие СВД.
При назначении транквилизаторов необходимо учитывать характеристику психоэмоционального состояния больного и направленность вегетативной дисфункции (ваго- или симпатикотония). Детям с повышенным уровнем тревожности, нарушением сна показаны транквилизаторы с выраженным седативным эффектом: седуксен (Сибазон, Реланиум, Диазепам), Феназепам, Тазепам, Атаракс. При гипостеническом невротическом состоянии, артериальной гипотонии назначают препараты с умеренным активизирующим действием — «дневные транквилизаторы» (Грандаксин, медазепам), которые даются обычно в два приема — утром и днем. Важно учитывать, что при СВД по симпатикотоническому типу целесообразно использование Седуксена (1 таблетка — 0,005 г), Тазепама (1 таблетка — 0,01), Феназепама (1 таблетка — 0,5 и 1 мг). Детям с СВД по ваготоническому типу показаны Амизил (1 таблетка — 1 мг или 2 мг), при смешанном варианте СВД — Белласпон (1–3 таблетки в сутки), Рудотель (1 таблетка — 0,01 г), Грандаксин (1 таблетка — 0,05 г). Продолжительность назначений транквилизаторов — не более 4–6 нед, возможно проведение повторных курсов.
Нейролептики показаны детям с острой и хронической тревогой, при двигательном беспокойстве, наличии тиков, ипохондрии, страхов, а также при стойком болевом синдроме. Они снижают реакцию на внешние раздражители, обладают вегетотропным действием, рекомендуются к применению, когда транквилизаторы неэффективны. Чаще всего из этой группы препаратов используется Френолон в дозе 5–15 мг/сут, тиоридазин (Меллерил, Сонапакс) — детям дошкольного возраста в дозе от 10 до 20 мг/сут, школьного — по 20–30 мг/сут, а также Терален в дозе 5–15 мг/сут. Френолон и Сонапакс дают хороший эффект при кардиалгиях. Терален обладает еще и антигистаминным свойством.
При необходимости нейролептики можно сочетать с анксиолитиками.
Хорошо зарекомендовали себя препараты, улучшающие обменные процессы в ЦНС — нейрометаболические стимуляторы. Они показаны детям с выраженными проявлениями СВД. Нейрометаболические стимуляторы оказывают не только положительное влияние на обменные процессы и кровообращение мозга, но и стимулируют окислительно-восстановительные процессы, усиливают утилизацию глюкозы, улучшают энергетический потенциал организма, повышают устойчивость ткани мозга к гипоксии, способствуют улучшению памяти, облегчают процесс обучения. С этой целью можно назначить Ноотропил (0,4–0,6 мг/сут), Энцефабол (0,1–0,2 мг/сут), Аминалон (0,5–1 г/сут), Пантогам (0,5–0,75 г/сут), Фенибут (0,5–0,75 г/сут), глицин (0,2–0,3 г/сут). Наряду с этими препаратами используются глутаминовая кислота, Церебролизин по 1 мл внутримышечно (курс лечения — 10–15 инъекций). Лечение данными препаратами проводят 2–3 раза в год.
Детям с ваготонической направленностью СВД назначают растительные психостимуляторы, повышающие активность симпатической нервной системы. С этой целью можно воспользоваться кофеином, настойкой женьшеня, лимонника китайского, элеутерококка, родиолы розовой, заманихи, пантокрина. Все эти препараты назначают из расчета по 1–2 капли на 1 год жизни в первой половине дня: 2 раза в день за 30 мин до еды в течение 1–2 мес, чередуя их между собой (с перерывами по 2–3 нед).
При упорных головных болях, внутричерепной гипертензии показаны курсы Диакарба, мочегонных трав. Для улучшения микроциркуляции назначают Трентал, Кавинтон, Винкапан.
В настоящее время в лечении СВД стали использоваться препараты, в состав которых входят коферменты, микроэлементы и витамины в изолированном виде или в их сочетании: Коэнзим Q10, L-карнитин, Бетакаротин, кальция гипохлорит, кальция лактат, кальция фосфат, Магне В6, Мульти-табс и Мульти-табс с бета-каротином.
Важно учитывать, что при симпатикотонии предпочтение следует отдавать препаратам калия и витамину В1, в то время как при ваготонии — препаратам кальция, фосфора, витаминам В6, С.
Лечение артериальной гипертензии. При артериальной гипертензии показано назначение базисной терапии, включающей сосудистые и ноотропные препараты. С этой целью можно назначить Оксибрал (по 2,5 мл сиропа 3 раза в день), Винпоцетин (1 таблетка — 5 мг), Кавинтон (1 таблетка — 5 мг), Циннаризин (1 таблетка — 25 мг). При неэффективности лечения назначаются гипотензивные препараты. Важным в лечении больных с артериальной гипертензией является индивидуальный подбор препаратов для конкретного человека. При стабильной артериальной гипертензии и гиперкинетическом типе кровообращения (тахикардия, преимущественное повышение систолического артериального давления) показано назначение небольших доз β-блокаторов: атенолол — 0,7 мг/кг 1 раз в день, пропранолол (Обзидан, Индерал) — 0,5 мг/кг 3–4 раза в день. При гипокинетическом типе кровообращения (брадикардия, повышение преимущественно диастолического артериального давления) лечение начинают с назначения мочегонных препаратов (Гипотиазид, Триампур композитум). При отсутствии эффекта показано назначение ингибитора ангиотензинпревращающего фермента каптоприла (0,5 мг/кг 3 раза в сутки). В педиатрической практике часто используется пролонгированный препарат эналаприл (0,02 мг/кг 1 раз в день).
Купирование гипертонических кризов. Прежде всего необходимо создать максимально спокойную обстановку. С целью снижения артериального давления у ребенка с СВД можно назначить седативные препараты (Седуксен — 1 таблетка — 5 мг или 1–2 мл в/в), мочегонные средства (Фуросемид, Лазикс), препараты калия (Панангин — 2 таблетки), селективный β-адреноблокатор атенолол из расчета 0,7 мг/кг.
Лечение вегетативных пароксизмов довольно сложно, так как кризы обладают циркадностью и строго индивидуальны. Преобладание активности того или иного отдела вегетативной нервной системы во время криза может быть компенсаторным; подавляя этот отдел, можно усугубить, усилить криз. Важно не столько лечение самого криза, сколько комплексная и длительная терапия в межприступный период.
При симпатоадреналовых пароксизмах у детей используют транквилизаторы, седативные препараты, β-адреноблокаторы. Желательно после купирования криза назначить β-адреноблокатор еще на 4–5 дней, можно в сочетании с седативными лекарственными средствами. Если у пациента симпатоадреналовые кризы повторяются и выявлена связь между их возникновением и психоэмоциональным напряжением, то β-адреноблокатор может назначаться в небольшой дозе более продолжительное время. Необходимо устранить провоцирующий фактор и провести пациенту курс психотерапии. Детям с повторяющимися парасимпатическими кризами целесообразно провести длительный курс лечения (1–2 мес) одним из препаратов красавки. С этой целью можно использовать Белласпон, Беллатаминал и др. Обычно их назначают на ночь (1/2–1 таблетки) в зависимости от возраста. На этом фоне следует продолжать лечение СВД.
Если у ребенка возник вегетативный пароксизм, нужно определить особенности его течения (вагоинсулярный, симпатоадреналовый или смешанный), а затем с учетом этого оказать необходимую помощь (табл. 3).
В заключение следует сказать, что купирование вегетативных кризов у детей, как и лечение СВД, требует индивидуального подхода с подбором соответствующих методов и препаратов. Даже при адекватной терапии СВД необходим контроль эффективности терапии, так как могут наблюдаться парадоксальные реакции, поскольку ваготонии или симпатикотонии в чистом виде у детей практически не бывает. Сменяя один метод лечения другим, можно добиться положительного терапевтического эффекта в большинстве случаев.
Литература
- Белоконь Н. А., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей. В 2 т. М.: Медицина, 1985.
- Вегетативная дисфункция у детей и подростков (клиника, диагностика, лечение) // Козлова Л. В., Самсыгина Г. А., Царегородцева Л. В. и др.: Учебно-методическое пособие. Смоленск, 2003. 80 с.
- Вегетативно-сосудистая дистония у детей (клиника, диагностика, лечение) // Белоконь Н. А., Осокина Г. Г., Леонтьева И. В. и др.: Метод. реком. М., 1987. 24 с.
- Беляева Л. М., Хрусталева Е. К. Функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы у детей. Минск: Амалфея, 2000. 208 с.
- Кардиология детского возраста: Учебное пособие / под ред. Ю. М. Белозерова, А. Ф. Виноградова, Н. С. Кисляк и др. Тверь, 1995. 266 с.
- Леонтьева И. В. Артериальные гипертензии у детей и подростков // Лекции для врачей. М., 2000. 62 с.
- Лекции по педиатрии. Т. 4. Кардиология / под ред. В. Ф. Демина, С. О. Ключникова, Н. П. Котлуковой и др. М., 2004. 412 с.
- Маколкин В. И., Абакумов С. А. Сапожникова А. А. Нейроциркуляторная дистония (клиника, диагностика, лечение). Чебоксары: Чувашия, 1995. 250 с.
- Мешков А. П. Функциональные (неврогенные) болезни сердца. Н. Новгород: НГМА, 1999. 208 с.
- Практическое руководство по детским болезням / под ред. Г. А. Самсыгиной, М. Ю. Щербаковой. Т. 3. 735 с.
- Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике артериальной гипертензии у детей и подростков. М., 2003. 43 с.
- Шварков С. Б. Современная концепция о вегетативных расстройствах и их классификация // Педиатрия. 2003. № 2. С.108–109.
- Царегородцева Л. В. Дискуссионные вопросы синдрома вегетативной дистонии у детей // Педиатрия. 2003. № 2. С.103–105.
- Царегородцева Л. В. Лечение синдрома вегетативной дистонии // Педиатрия. 2003. № 2. С. 52–56.
- Энциклопедия лекарств. М.: ООО «РЛС–2005», 2004. 1440 с.
- Human Blood Pressure Determination by Sphyqmomanometry / D. Perloff, C. Grim, J. Flack et al. // Circulation. 1993; 88: 2460–2467.
- Update on the 1987 Task Force Report on the high blood pressure in children аnd adolescents, National High Blood Pressure Education Program Working Group on Hypertension Control in Children and Adolescents // Pediatrics. 1996; 98(4, Part 1): 649–658.
Л. В. Царегородцева, кандидат медицинских наук, доцент
РГМУ, Москва
Вегетативно-сосудистая дистония у детей
Вегето-сосудистая дистония у детей — заболевание, состояние между здоровьем и болезнью или этап адаптации детского организма?
Одним из актуальных диагнозов в детском возрасте является вегето-сосудистая дистония (ВСД, нейроциркуляторная дистония, синдром вегетативной дисфункции, синдром вегетативной дистонии). По статистике и литературным данным ВСД у детей встречается в 20-30% случаев. У 30% проявления вегетативной дистонии сохраняются всю жизнь. У части пациентов (17-20%) с таким диагнозом во взрослой жизни проявления ВСД трансформируются в соматические заболевания: бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и другие.
Вегето-сосудистую дистонию (ВСД) сoвременнaя медицина трaктует кaк пограничное состояние между заболеванием и здоровьем. ВСД часто отмечается у подростков, но может развиваться в раннем или в младшем школьном возрасте. Суть данного состояния заключается в «сбое» контролирующей, регуляторной функции вегетативной нервной системы под отношению к работе внутренних органов.
Вегетативная нервная система регулирует непроизвольную (не контролируемую сознанием) активность внутренних органов и состояние систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной и других.
Она обеспечивает поддержание постоянства внутренней среды, быстро реагируя на любые воздействия, нарушающие это постоянство. В меняющихся условиях внешней среды (стресс, травма) и внутренних изменениях (к примеру, гормональных) вегетативная нервная система обеспечивает адаптацию организма. При определенных условиях происходит срыв адаптационных возможностей, что приводит к нарушению в работе систем органов. Чаще всего это сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Таким образом, ВСД можно рассматривать, как состояние на грани «здоровье – болезнь», потому что детский организм пластичен и может выйти из состояния дезадаптации без перехода в органную патологию.
С другой стороны, ВСД у детей можно рассматривать как заболевание, имеющее свои симптомы, нарушающее самочувствие ребенка, его адаптацию к школе или детскому саду и, поэтому, нуждающееся в лечении. В целом ВСД у детей и подростков отличается доброкачественностью течения и хорошим прогнозом.
Почему развивается вегето-сосудистая дистония у детей: причины и факторы риска
ВСД является полиэтилогическим заболеванием, то есть имеющим множество причин и предрасполагающих факторов, среди которых трудно выделить ведущий. Выделяют следующие причины возникновения ВСД у детей и подростков:
- Наследственно-конституциональная предрасположенность.
Детям передается по наследству тип реагирования вегетативной нервной системы на неспецифическое стрессовое воздействие. Вегетативный гомеостаз (постоянство внутренней среды) ребенка, как правило, повторяет таковой одного из родителей – симпатический или ваготонический. - Психоэмоциональные факторы:
нагрузка в школе, стрессовые ситуации в семье или в кругу сверстников, нарушение режима дня, переутомление, страхи, постоянное чувство тревоги. В условиях постоянного действие агрессивного фактора в организме ребенка формируется хроническая стресс-реакция. Она сопровождается психоэмоциональным напряжением, и в итоге приводит к соматическим или вегетативным расстройствам. - Гормональная перестройка.
Адаптационная уязвимость подростков в период гормональных перестроек имеет особое значение в развитии вегетативной дисфункции. Гормональные изменения сами по себе являются мощным внутренним стрессовым фактором. - Травматическое или токсическое воздействие на нервную систему.
- Сниженная физическая активность (гиподинамия).
- Вредные привычки (алкоголь, курение, токсикомания) могут значительно усугублять течение вегетативной дисфункции.
Симптомы ВСД у детей: что должно насторожить родителей ребенка с вегетативной дисфункцией?
Вегето-сосудистая дистония у детей имеет множество проявлений. Это можно объяснить тем, что вегетативная система регулирует все органы и системы.
Признаки синдрома вегетативной дисфункции не являются специфичными и характерными, они могут напоминать проявления разных заболеваний.
Для ВСД у детей характерно сочетание вегетативных симптомов с психоэмоциональными проявлениям:
- повышение температуры, не связанное с инфекционно-воспалительными процессами (так называемый неинфекционный субфебрилитет) ;
- плаксивость, страхи, тревожность или апатия, потеря интереса к любимым играм;
- беспричинное беспокойство, изменчивое настроение, замкнутость;
нарушения сна в виде сонливости или бессонницы; - обморочные состояния, эпизоды потемнения в глазах и головокружения при резком вставании, физической нагрузке;
- жалобы на боли в животе, тошнота, не связанные с заболеваниями ЖКТ;
- сухость кожи и нарушение секреции сальных и потовых желез, обильная угревая сыпь;
- головные боли;
- боли в области сердца, одышка;
- «удушье», сердцебиение, дрожь в теле, ощущение слабость в конечностях, чувство онемения.
Возрастные периоды повышенного риска симптомов ВСД у детей:
— 7-8 лет: начало повышенных умственных нагрузок в школе, в кружках, секциях, время появления первых стрессовых ситуаций, социальная адаптация;
— 12-14 лет: период, когда наступает время интенсивного роста, изменения росто-весовых показателей, гормональных изменений.
— 16-18 лет.
Диагностика ВСД у детей
Для установления диагноза синдрома вегетативной дисфункции проводится комплексное обследование. Дети с СВД должны осматриваться участковым педиатром или школьным врачом 2 раза в год.
При наблюдении за детьми анализируются данные анамнеза: генеалогического, акушерского, анамнеза жизни с выяснением заболеваний, которые перенес ребенок. Выявляются факторы риска, которые могли привести к развитию ВСД. Оценивается психическое, физическое и половое развитие ребёнка.
Определяются показатели ЧСС, АД, проводятся функциональные тесты и пробы, к примеру, ортостатическая, дыхательная, проба с дозированной физической нагрузкой, медикаментозные пробы и др.
Проводятся исследования (ЭКГ, кардиоинтервалография, эхокардиография), характеризующие вегетативный гомеостаз и состояние сердечно-сосудистой системы.
В план обследования детей также могут быть включены: рентгенография черепа, электроэнцефалография (ЭЭГ), УЗИ органов брюшной полости, почек и надпочечников.
По показаниям назначаются консультации врачей: невролога, эндокринолога, кардиолога, гастроэнтеролога.
Лечение ВСД у детей
Лечение ВСД у детей также требует комплексного подхода.
Ключевым моментом лечения ВСД у детей являются не лекарства и лечебные процедуры. На первый план выходит нормализации образа жизни ребёнка. Она заключается в правильном распорядке дня с прогулками на свежем воздухе, адекватном питании, достаточном сне, профилактике умственного переутомления. Рекомендуются закаливающие процедуры, утренняя гимнастика.
При лечении ВСД у детей следует ограничить просмотр телепередач, компьютерные игры, использование любых гаджетов (телефон, планшет, игровые приставки). Обязательна санация очагов хронической инфекции.
В лечении детей с ВСД полезно проведение водных процедур. Очень эффективны обливания прохладной водой, контрастный душ по утрам, плавание, лечебные ванны.
Физиотерапевтическое лечение может включать гальванизацию, электрофорез воротниковой зоны, электросон.
Медикаментозное лечение также имеет место быть. Назначение лекарственных средств лечения ВСД проводит врач – невролог после тщательного обследования, подтверждения диагноза, исключения соматической патологии.
Лечение ВСД у детей в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде лечение ВСД у детей проводится в Клинике Неврологии и Эпилептологии ТОНУС ЛАЙФ.
Наши специалисты
%s “>’ data-pages=”0″ data-page=”1” data-groups=”dolganova-ekaterina-mihajlovna,elshina-oksana-dmitrievna,koshechkina-natalja-aleksandrovna,prygunova-tatjana-mihajlovna,chekalova-svetlana-aleksandrovna,chernigina-marina-nikolaevna”>
Вегетососудистая дистония у детей
ВСД отмечается и у детей, и у взрослых. Не считается опасной, лечится преимущественно немедикаментозными методами. Симптоматика в каждом случае различна. Пациент требует детального обследования, чтобы исключить реальную органическую или психическую патологию.
Доктора, при размытых, не прогрессирующих симптомах у ребенка, нередко ставят диагноз ВСД (вегетососудистая дистония), родителям необходимо понимать, что это означает для будущего малыша.
Основа неудовлетворительного самочувствия в таких случаях – нарушение работы сосудов в области мозга или в других отделах человеческого организма. По сути, это – не болезнь, а набор симптомов, отражающих дестабилизацию работы систем жизнедеятельности человека.
Причины
Как правило, такой диагноз ставят детям в 7 или 10 лет.
Первая дата – поступление в школу, сильный стрессовый фактор, способный спровоцировать развитие синдрома. Вторая – период перестройки эндокринной системы, проявляющий проблемы, к которым организм ребенка был предрасположен с рождения.
Типичными причинами возникновения ВСД в раннем возрасте считают:
- предрасположенность, передавшуюся от родственников или сформированную в периоде вынашивания;
- физические, интеллектуальные и психоэмоциональные перегрузки;
- хронические стрессы;
- серьезные общесоматические болезни;
- патологию центральной и периферической нервной системы;
- перенесенные травмы головы, даже внешне несерьезные.
Предугадать заранее, будет синдром у малыша или нет, на практике невозможно.
Симптомы сосудистой дистонии у детей
Проявления болезни различаются в зависимости от особенностей организма малыша. На какие-то неприятности с самочувствием он жалуется, что-то остается без внимания и выявляется при специальных исследованиях.
Ярко признаки расстройства проявляются в стрессовых ситуациях: при поступлении в садик, школу, смене детского коллектива, переездах.
Дети с ВСД жалуются на:
- боли в груди в области сердца;
- приступы усталости;
- головокружение;
- головные боли;
- тошноту;
- понос или запоры;
- боль и дискомфорт в области желудка;
- нехватку воздуха;
- сильное сердцебиение.
Дополнительными признаками нездоровья являются резкие смены настроения, плаксивость, быстрое засыпание в неудобной позе.
Разновидности
В зависимости от реакции сердечно-сосудистой и вегетативной систем, сопутствующих симптомов у детей, выделяют несколько типов ВСД:
- Гипотоническая – проявляется регулярной слабостью, быстрой утомляемостью, головокружением. В серьезных случаях возникают постоянные головные боли, выраженное снижение артериального давления, обморочные состояния с эпизодами тошноты.
- Гипертоническая, которой присущи типичные симптомы: тахикардия, головная боль, повышение артериального давления.
- Кардиальная – характеризуется расстройствами сердечного ритма, болевым синдромом в области сердца, но без признаков серьезной ишемии миокарда.
- Смешанный тип наиболее распространенный. Симптомы возникают от разных органов и систем, группами, меняются время от времени. Дополнительно присоединяются проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Симптоматика при ВСД характеризуется разнообразием, далеко не всегда проблемы явно видны и выявляются на первом визите к врачу. Даже при тщательном анализе жалоб пациента.
Уточняется картина уже в ходе исследований. Симптомы разделяют на три категории:
- Постоянные возникают регулярно, эпизод ухудшения самочувствия может длиться несколько часов.
- Скрытые проявляются вследствие некоторых факторов-катализаторов: душевного волнения, недосыпа, усталости.
- Кризовые развиваются внезапно без какой-либо внешней причины, но и проходят быстро.
Как правило, при постановке диагноза ВСД у детей организовывается симптоматическое комплексное лечение без медикаментов.
Многие пациенты перерастают вегетососудистую дистонию вместе с преодолением пубертата.
Диагностика
Диагностирование ВСД – сложный, многоступенчатый процесс, так как синдром ставится методом исключения. То есть врачу необходимо провести полное обследование, рассмотреть и отвергнуть другие возможные проблемы. И лишь после этого назначать лечение.
Предварительный диагноз ставит педиатр.
Он же отправляет грудничка или подростка на консультацию к другим специалистам для исключения органической или психопатической патологии.
Диагностический процесс при ВСД складывается из трех этапов:
- Сбор анамнеза (истории жизни). Врача интересуют не только жалобы пациента, но и особенности развития, вредные привычки у него или у родителей в период беременности. Наследственность и период дородового развития играют важную роль в развитии проблемы. Рассматриваются результаты ЭКГ, проводится холтеровский мониторинг.
- Внимание уделяется работе ЦНС. Детям назначают комплекс исследований: РЭГ, ЭхоКГ, реовазографию, ЭЭГ.
- Получив результаты, специалисты отсеивают возможные патологии и заболевания, имеющие схожую симптоматику.
Только полностью убедившись в отсутствии патологий физического и психического свойства, педиатр диагностирует ВСД.
После определения заболевания, в зависимости от тяжести симптоматики, доктор назначает комплексное лечение, которое продлится минимум 1,5- 2 месяца.
Лечение
При выявлении у детей 5, 6, 7 лет симптомов ВСД, назначается мягкое лечение без применения медикаментозных средств. В этом периоде у детей один вид деятельности меняется другим, возрастают физические, психологические, интеллектуальные нагрузки.
Как правило, пациентам хватает курсов комплексной физиотерапии:
- ЛФК – Комплекс упражнений разрабатывается с учетом физиологический особенностей, физической формы пациента;
- рефлексотерапия;
- массажи;
- биорезонансная терапия;
- периферическая магнитная стимуляция.
Медикаментозное лечение врачи назначают только в случае тяжелых проявлений синдрома, стараются ненадолго. Препараты призваны дать недостающие витамины, стабилизировать нервную систему, успокоить ее.
Чтоб достичь улучшения здоровья, требуется поддержать организм, подобрать оптимальный вариант терапии, выстроить поддерживающий режим дня.
Значительного увеличения положительного эффекта от лечения у детей 6-8 лет при вегетососудистой дистонии добиваются при помощи относительно простых вещей:
- Сбалансированного режима бодрствования и сна. Спать в таком возрасте организму необходимо не меньше 9 часов.
- Обязательные перерывы между занятиями, выполнением домашнего задания для младших школьников.
- Правильное питание со специальной диетой, прописанной лечащим врачом.
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
- Регулярные занятия спортом.
При соблюдении всех рекомендаций врача, лечение симптомов вегетососудистой дистонии у детей пройдет быстро и успешно, вне зависимости от причины, вызвавшей расстройство самочувствия.
Список использованной литературы
- Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Агрессивность и враждебность в структуре факторов риска синдрома вегетативной дисфункции // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. -№ 8-2. – С. 52-53. ALekseenko SN, Drobot EV. Agressivnost’ i vrazhdebnost’ v strukture faktorov riska sindroma vegetativnoj disfunkcii. Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental’nogo obrazovanija. 2014;(8-2): 52-53. (In Russ.)] Pop-Jordanova N, Zorcec T.Pril (Makedon Akad Nauk Umet Odd Med Nauki). 2016 Nov 1;37(2-3):55-62. doi: 10.1515/prilozi-2016-0017 Malas N, Ortiz-Aguayo R, Giles L, Ibeziako P.Curr Psychiatry Rep. 2017 Feb;19(2):11. doi: 10.1007/s11920-017-0760-3. Review. Mink JW. Ann N Y Acad Sci. 2013 Nov;1304:40-4. doi: 10.1111/nyas.12298. Epub 2013 Oct 18. Review.
- Леженко ГА., Пашкова А.Е. Вегетативные дисфункции у детей. Патогенез, диагностика и терапевтическая тактика // Детский доктор. -2011. – № 4. – C. 20-32. [Lezhenko GA, Pashkova AE. Vegetativnye disfunkcii u detej. Patogenez, diagnostika i terapevticheskaja taktika. Detskij doktor. 2011;(4):20-32. (In Russ.)]
- Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Литовченко М.О. Вегетативно-сосудистая дистония: современный взгляд на проблему / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, М.О. Литовченко // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2014. – №9. – С.16-23.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Генезис, 2000
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Клиника восстановительной неврологии проводит консультации, диагностику, комплексное лечение с индивидуальным подходом для активации и стимуляции мозга.
123182 г. Москва, ул. Маршала Василевского, д. 13, корп. 3, под. 2
357501 г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8 ОФИС 1
Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.
Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков. Клинико-психофизиологические проявления и терапия (обзор)
Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; №3 (сентябрь-октябрь); 2019; стр. 17-21.
Л. С. Чутко 1 , д-р мед. наук, проф. С. Ю. Сурушкина 1 , канд. мед. наук, Е. А. Яковенко 1 , канд. биол. наук, Т. Л. Корнишина 2 , канд. мед. наук
1 Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Резюме: В статье представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению эпидемиологии, этиологии, патогенеза, основных клинических проявлений и подходов к лечению вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков и проанализирован опыт применения препарата Нооклерин ® в лечении этого заболевания.
Ключевые слова: вегето-сосудистая дистония у детей и подростков, Нооклерин ®
Summary: The article presents a review of scientific publications devoted to the study of epidemiology, etiology, pathogenesis, main clinical manifestations and approaches to the treatment of syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, and analyzed the experience of using the drug Nooklerin in the treatment of this disease.
Keywords: syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, Nooklerin
Психовегетативные расстройства являются одной из актуальных проблем, представляющих интерес как для неврологов и психиатров, так и для педиатров. В нашей стране это заболевание традиционно рассматривается как вегето-сосудистая дистония (ВСД).
Еще Da Costa в 1871 г. на основе наблюдений, сделанных во время гражданской войны в США, описал нарушения сердечно-сосудистой системы, названные им «возбудимым сердцем солдата» и позднее получившие название «синдром Да Коста») [5]. Он описал психогенно провоцированные нарушения функций сердечно-сосудистой системы (учащенное и усиленное сердцебиение, кардиалгии), дыхательной системы (учащенное дыхание, чувство удушья и нехватки воздуха) и пищеварительной системы (учащенный жидкий стул, ощущение вздутия живота, боли по ходу толстой кишки) в структуре тревожно-ипохондрических состояний. Непосредственная связь с психогениями в наблюдениях Da Costa подтверждается редукцией функциональных нарушений и тревожной симптоматики после разрешения психотравмирующей ситуации.
Выдающийся отечественный невролог А.М. Вейн (1991) рассматривал данную патологию как полисистемные расстройства, возникшие в результате нарушения деятельности надсегментарных вегетативных структур [1].
В МКБ-10 для обозначения данной патологии наиболее часто используются следующие рубрики:
G 90.8 Другие расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
G 90.9 Расстройства вегетативной (автономной) нервной системы неуточненное.
F 45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы.
Кроме этого, в зарубежной литературе для обозначения подобных пациентов используется термин «Medically Unexplained Symptoms» (с медицинской точки зрения необъяснимые симптомы), somatic symptom disorder (расстройство соматической симптоматики).
Вегетативная нервная система выполняет в организме две основные глобальные функции: 1) поддержка гомеостаза (постоянство внутренней среды организма); 2) вегетативное обеспечение деятельности – мобилизация функциональных систем организма в ответ на действие внешних факторов с целью адаптации организма к меняющимся условиям окружающей среды [4]. Причинами расстройств вегетативной регуляции являются наследственная предрасположенность, патология перинатального периода, последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций, очаги хронического воспаления и соматические заболевания, чрезмерные физические нагрузки, неблагоприятные условия внешней среды (климат и т. д.) и др. Однако очень часто ведущей причиной являются эмоциональные нарушения, в первую очередь, тревожные расстройства. Говоря о развитии ВСД у подростков, необходимо помнить о нейроэндокринных перестройках, активно протекающих в пубертатном периоде. В основе патогенеза этого расстройства лежит нарушение равновесия между симпатической и парасимпатической системами, обусловленное дезинтеграцией высших вегетативных центров, прежде всего, лимбико-ретикулярного комплекса [9].
Проявления ВСД у детей встречаются в 20-82% случаев [1, 2]. При этом неустойчивая вегетативная регуляция отмечена у 95% подростков [3].
Клинические проявления ВСД характеризуется полиморфизмом, при котором в патологический процесс вовлекаются многие системы организма, при этом ведущее место принадлежит расстройствам сердечно-сосудистой системы. Выделяются следующие клинические варианты заболевания, которые встречаются изолированно или в сочетаниях: синдромы артериальной гипер-и гипотензии; нейрогенные обмороки; цефалгический синдром; вестибулопатический синдром; нейрогенная гипертермия; функциональная кардиопатия; гипервентиляционный синдром; дискинезия верхних отделов ЖКТ; дискинезия нижних отделов ЖКТ (синдром раздраженной толстой кишки); ангиотрофоневроз; нейрогенный мочевой пузырь; функциональная легочная гипертензия; гипергидроз; нейроэндокринный синдром; вегетативные кризы (панические атаки) [19].
При клинической диагностике следует учитывать общую направленность вегетативных изменений (симпатикотоническая, ваготоническая, смешанная). В подростковом возрасте усиливаются симпатоадреналовые влияния, отражая общую возрастную активацию нейроэндокринной системы [20]. Такие подростки, как правило, астеничные, пониженного питания. Их кожные покровы сухие, бледные, сосудистый рисунок не выражен, отмечается стойкий белый дермографизм. Они часто предъявляют жалобы на болевые ощущения в области сердца (кардиалгии), у них отмечается склонность к тахикардии, повышению артериального давления. Кроме того, для них типичны жалобы на запоры, редкие, но обильные мочеиспускания [21].
У подростков с ваготонией нередко наблюдается склонность к ожирению, несмотря на сниженный аппетит. Для них характерны зябкость, потливость, частая и длительная субфебрильная температура. Кожные покровы с мраморным рисунком, прохладные. Кисти рук и стопы холодные и влажные, часто цианотичные. Дермографизм красный, стойкий, разлитой, иногда возвышающийся. Для таких подростков типичны: брадикардия или брадиаритмия, тенденция к снижению артериального давления, кардиалгии, обмороки, плохая переносимость транспорта, чувство нехватки воздуха. У многих детей отмечаются боли в животе, тошнота, гиперсаливация, склонность к метеоризму, частые и необильные мочеиспускания [21].
Оценивая динамику клинических синдромов в зависимости от типа вегетативного гомеостаза и возраста ребенка, О.Е. Талицкая и С.Б. Шварков (1999) отметили, что у детей с ваготонией клинические проявления возникали в более раннем возрасте и отличались большим разнообразием, чем при смешанном и симпатикотоническом типах вегетативного гомеостаза [17]. Одним из распространенных при ВСД является синдром цефалгии, отмеченный авторами у 35% детей. Наиболее часто цефалгический синдром встречался у детей с ваготоническим типом ВСД.
Проведенные нами ранее исследования показали, что ведущими жалобами у детей и подростков с ВСД являются: головные боли у 73,5% обследуемых, липотимии -у 67,9%, головокружение несистемного характера -у 45,3%, чувство нехватки воздуха – у 41,5%, обмороки -у 18,9% пациентов. Головные боли были представлены головными болями напряжения (ГБН) в 41,5% случаев, мигренью в 24,5%, сочетанием ГБН и мигрени в 7,5% случаев. Нами показано, что у 71,7% подростков отмечались жалобы на утомляемость, общую слабость, истощаемость, вялость, дневную сонливость. Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха (Чутко Л.С. и соавт., 2018).
При психологическом исследовании нами отмечено значительное повышение среднего уровня тревожности (как реактивной, так и личностной) у подростков с ВСД по сравнению с контрольной группой. Данные психофизиологического исследования свидетельствовали о достоверно более высоких уровнях снижения внимания и скорости реакции, а также повышенном уровне ложных тревог в исследуемой группе. Ложные тревоги отражают импульсивность, под которой понимают невозможность контроля над своими импульсами (Чутко Л.С. и соавт., 2018).
Таким образом, основным механизмом в возникновении ВСД можно назвать дисфункцию церебрального гомеостаза, которая приводит к нарушению центральных нейромедиаторных механизмов регуляции висцеральных систем и поведения. Поэтому назначение ноотропной терапии, направленной на нормализацию регуляции мозговых процессов можно отнести к патогенетическим методам лечения. В этой связи следует сказать о препарате Нооклерин ® , который обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза.
По своей химической структуре он близок к естественным метаболитам мозга и состоит из двух компонентов, один из которых обладает структурным сходством с ГАМК и глутаминовой кислотой, а второй является предшественником холина. Этот препарат можно использовать у детей с 10-летнего возраста. Полученные Ю.В. Поповым (2004) данные свидетельствуют, что Нооклерин ® является эффективным и безопасным средством лечения астенических расстройств у подростков.
В рамках нашего исследования дети и подростки с ВСД принимали препарат Нооклерин ® в дозе 1-2 г сутки (дети 10-12 лет – по 1/2 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем; подростки 13-15 лет – по 1 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем) в течение 6 недель. Другой терапии в этот период не проводилось (кроме симптоматического приема анальгетических средств во время приступов головной боли). Эффективность терапии анализировалась при повторном исследовании, проведенном через 60 суток после начала лечения.
Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 66,0%. В беседах с подростками и их родителями отмечается улучшение общего самочувствия, уменьшение головокружений. После окончания лечения регистрируется значительное уменьшение липотимии у 83,3%. Кроме этого, следует отметить уменьшение утомляемости и дневной сонливости со 2-й недели приема препарата. Результаты повторного вегетологического обследования показали достоверное снижение данного показателя после курса Нооклерина.
Также отмечалось снижение интенсивности головной боли у 35,9% от всех пациентов с цефалгиями. Улучшение получено у детей и подростков с ГБН. Ранее в работе Е.М. Шипиловой и соавт. (2016) было показано, что применение Нооклерина привело к существенному уменьшению частоты, продолжительности и интенсивности головных болей напряжения у детей и подростков. Достоверного снижения тревожности не отмечено. После лечения у большинства пациентов регистрировалась нормализация показателей вегетативного гомеостаза (таблица). Так, у 62,3% подростков показатель индекса Кердо значительно повысился и приблизился к нулевому уровню, что свидетельствует о функциональном вегетативном равновесии. Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции.
Таблица.
Динамика клинико-психологических показателей у пациентов с СВД в ходе лечения Нооклерином
Переносимость терапии можно в целом охарактеризовать как хорошую. Лишь в единичных случаях на фоне лечения отмечались жалобы на трудности при засыпании. Через 3-4 дня сон у указанных пациентов нормализовался самостоятельно без медикаментозной коррекции. Кроме того, в нескольких случаях отмечалось усиление головной боли на протяжении первой недели приема препарата. В дальнейшем этот побочный эффект купировался самостоятельно. Других побочных явлений отмечено не было.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что применение Нооклерина в лечении ВСД у детей и подростков характеризуется высокой эффективностью. Установлено достоверное снижение выраженности вегетативных нарушений на фоне использования этого препарата. Немаловажно то, что применение Нооклерина почти не сопровождается нежелательными побочными эффектами и осложнениями. Учитывая отсутствие влияния Нооклерина на тревожность, можно предположить повышение эффективности его использования в комбинации с небензодиазепиновыми анксиолитиками.
Лечение ВСД должно носить комплексный характер. Важная роль уделяется образу жизни подростка: режиму дня, обязательным прогулкам на свежем воздухе, адекватному питанию, достаточному времени, выделяемому на сон. Рекомендуются проведение закаливающих процедур, регулярных гимнастических упражнений и пеших прогулок. Следует ограничить просмотр телепередач, компьютерные игры. Обязательна санация очагов хронической инфекции [21].
Комплексность лечения ВСД предполагает большую роль психотерапевтических методик. Рациональная психотерапия при СВД основывается на разъяснении больному доброкачественности имеющихся у него симптомов. Техника лечения основана на беседах с больным, во время которых врач разъясняет ему обратимый характер имеющихся у него нарушений, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся патологических симптомах. Говоря о психотерапевтической коррекции у подростков, необходимо отметить что «мишенью» зачастую является не сам пациент, а его родители.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. М., 1987. Т. 2. С. 136-197.
2. Axelrod F.B., Chelimsky G.G., Weese-Mayer D.E. Pediatric Autonomic Disorders // Pediatrics. 2006; 118(1): 309-321.
3. Куликов А.М. Соматоформная вегетативная дисфункция у подростков: сотрудничество интерниста и психотерапевта // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2009. № 9(1). С. 69.
4. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Голубев В.Л. и др. Заболевания вегетативной нервной системы. М., 1991.
5. Da Costa J. M. On irritable heart; a clinical study of a form of functional cardiac disorder and its consequences // American Journal of the Medical Sciences, Thorofare, N. J., 1871; 61: 17-52.
6. Thiele W. Psycho-vegetative Syndrome // Ment.Welt. 1966; 1 : 9-13.
7. Воробьева О.В. Психовегетативный синдром // Лечение нервных болезней. 2004. № 1. С. 7-11.
8. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990.
9. Вейн А.М. Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение. М.: Мед. информ. агентство, 2003.
10. Белоконь Н.А., Осокина Г.Г., Леонтьева И.В. Вегето-сосудистая дистония у детей: клиника, диагностика, лечение: Методические рекомендации. М., 1987.
11. Середа Ю.В., Шабалов Н.П. Нейроциркуляторная дисфункция у детей: проблемы трактовки и диагностики // Российский семейный врач. 1999. № 4. С. 16-22
12. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004.
13. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика; 1984.
14. Вроно М.Ш. Сущность и проявления школьной дезадаптации при психических заболеваниях у детей // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста: Тезисы докладов, 5-8 июня 1984. Ташкент, 1984. С. 159-160.
15. Lipowski Z.J. Somatization: the concept and its clinical application // Am. J. Psychiatry. 1988; 145: 11-21.
16. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
17. Талицкая О.Е., Шварков С.Б. Цефалгический синдром при вегетативной дисфункции у детей // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1999. № 1. С. 11-14.
18. Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные расстройства. М., 2000.
19. Неудахин Е.В. Практическое руководство по детским болезням. Т. 11. Детская вегетология / Под ред. Р.Р. Шиляева, Е.В. Неудахина. М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2008.
20. Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е. Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. 2012. № 91(2). С. 92-101.
21. Панков Д.Д. и др. Вегетативно-сосудистая дисфункция у подростков как проявление дисморфогенеза // Рос. пед. журнал. 2001. № 1. С. 39-41.
22. Arruda M.A. et al. Primary headaches in childhood – a population-based study // Cephalalgia. 2010. 30(9):1056-1064
23. Рачин А.П. Головная боль напряжения у школьников (эпидемиология, клиника, лечение): Автореф. дис. . канд. мед. наук. М., 2002.
24. Чутко Л.С. и др. Головные боли напряжения: клинико-психологические варианты и возможности терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010. № 4. С. 52-56.
25. Davidson J.I.R. Generalized anxiety and panic: Common, costly and challenging disorders and their pharmacologic- management CNS Spectr. 2004; 9 (6): 1-7.
26. Batelaan N.M., De Graaf R., Van Balkom A.J., Vollebergh W.A., Beekman A.T. Epidemiology of panic. Jijdschr Psychiatr. 2006; 48(3): 195-205.
27. Ollendick T.H., Mattis S.G., King N.J. Panic in children and adolescents: A review // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1994; 35(1): 113-134.
28. Huffman J.C., Pollack M.H., Stern T.A. Panic Disorder and Chest Pain: Mechanisms, Morbidity, and Management. Prim Care Companion // J Clin Psychiatry. 2002; 4(2): 54-62.
29. Achiam-Montal M., Tibi L., Lipsitz J.D. Panic Disorder in Children and Adolescents with Noncardiac Chest Pain // Child Psychiatry Hum Dev. 2013; Feb., 3.
30. Сыропятов О.Г., Дзеружинская Н. А., Яновский С.С. Место ноофена в лечении тревожных расстройств у пациентов в общей медицинской практике (аналитический обзор) // Украiнський вiсник психоневрологи. 2004. № 12(1). С. 90-93.
31. Чабан О. С., Хаустова Е.А. Терапия пациентов с тревожными синдромами в рамках невротических и психосоматических расстройств. Современные подходы к терапии внутренних болезней: Методическое пособие. Киев, 2009.
32. Морозова О.Г., Ярошевский А.А. Цервикогенная головная боль: современные представления и тактика лечения // Международный неврологический журнал. 2009. Тематический выпуск. С. 40-52.
33. Хайтович М.В. Вегетативнi дисфункцii у дiтей: (Неврологiчнi аспекти). Соцiальна педiатрiя. Роздiл: «Медикосоцiальнi аспекти реабiлiтацii дiтей з хроiчним ураженням нервовоi системи». К., 2001. С. 480-483.
34. Корнишина Т.Л., Сурушкина С.Ю., Чутко Л.С. Применение адаптола при синдроме вегетативной дистонии у детей // Журнал неврологии и психиатрии. 2011. № 9(2). С. 61-63.
35. Маколкин В.И., Абакумов С.А. Нейроциркуляторная дистония в практике терапевта. М.: Медицина, 1985.
Особенности вегето-сосудистой дистонии у детей
Вегетососудистая дистония (ВСД) – это комплекс, чаще функциональных, нарушений организма, связанный с дисрегуляцией периферической или центральной части вегетативной нервной системы.
На современном этапе ВСД не рассматривается как самостоятельная болезнь. В основном, она является следствием или проявлением какого-либо соматического, инфекционного, травматического, токсического и эмоционального расстройства, заставляющего работать нервную систему с повышенной нагрузкой.
Вегетативная нервная система отвечает за гомеостаз (постоянство внутренней среды) организма и состоит из симпатической и парасимпатической частей. Она обеспечивает регуляцию множества биологических и гуморальных процессов: поддержание теплообмена, работу сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, дыхательной, мочевыделительной, иммунной систем, секреторной функции и др. Нарушение баланса между составными частями вегетативной нервной системы и приводит к возникновению вегетососудистой дистонии (ВСД).
У детей, в силу своей незрелости, вегетативная дисфункция наблюдается чаще. По последним данным «дозревание» этой части нервной системы происходит лишь к 26 годам жизни. В связи с этим, проявления ВСД чаще наблюдаются у детей, особенно в пубертатный период.
Периферические вегетативные расстройства, связанные с поражением проводящих структур нервной системы и носящие часто наследственный, травматический, инфекционный, метаболический или аутоиммунный генез, встречаются у детей очень редко. Они в основном проявляются изменением трофики тканей, чувствительности, ортостатической гипотензией. А вот центральные вегетативные нарушения, вызванные нарушением работы структур головного мозга, наблюдаются в этом возрасте гораздо чаще.
ВСД центрального генеза имеет много названий: синдром вегетативной дистонии, нейроциркуляторная дистония, соматоформное вегетативное расстройство, психовегетативный невроз и др.
Развитие вегето-сосудистой дистонии у детей может быть обусловлено патологией перинатального периода, например, родовой травмой, гипоксией, заболеваниями периода новорожденности и другими причинами. Нельзя забывать и о конституциональной вегетативной дистонии, имеющей семейно-наследственный характер.
Обычно ВСД проявляется у ребенка в виде:
- неустойчивости артериального давления и пульса;
- регионального или общего изменения цвета и влажности кожных покровов;
- обмороков;
- головных болей;
- метеочувствительности;
- нарушения терморегуляции, стула, аппетита;
- срыгиваний;
- рвот;
- плохой переносимости физических нагрузок;
- утомляемости;
- эмоциональной лабильности и др.
Первые изменения в работе вегетативной нервной системы у детей, еще имеющие латентный (скрытый) характер, врачи обнаруживают при:
- проведении электрокардиографии (ЭКГ);
- проведении электроэнцефалографии (ЭЭГ);
- исследовании глазного дна;
- проведении клино-ортостатической пробы;
- нарушениях общей или локальной терморегуляции и влажности кожных покровов;
- определении дермографизма.
Преобладание симпатико- или парасимпатикотонии может установить исследование, называемое кардиоинтервалография (выявляется при проведении электрокардиографии (ЭКГ)).
В 2/3 случаях, при отсутствии яркой симптоматики, ВСД не нуждается в медикаментозном лечении у детей. Требуется выявление и устранение причин, вызывающих вегетативную дисрегуляцию.
Высокоэффективны при вегето-сосудистой дистонии: контрастные души, закаливающие процедуры, зарядка, частые прогулки на свежем воздухе, непрофессиональный спорт, избегание стрессовых ситуаций, адекватные подходы к воспитанию, режиму дня ребенка.