Кризис подросткового возраста: 3 группы симптомов, 12 советов для родителей

Кризис подросткового возраста. Рекомендации психолога родителям.

Разберемся в терминах

Кризис (от греческого «kreses» – решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как состояние, вызванное какой-либо причиной, или как резкое изменение статусов персональной жизни.

Возрастной кризис – это период в жизни человека (как правило, в 3, 7, 11-13 лет), когда в течение относительно короткого времени (несколько месяцев, год) выявляются резкие и существенные психологические изменения личности, развитие приобретает бурный, стремительный, кризисный оттенок.

Кризис подросткового возраста – это трудности в поведении детей возраста 12-15 лет.

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости.

В первую очередь кризис связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки.

Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Психологические особенности детей, переживающих кризис подросткового возраста

В данный период времени у ребенка появляется чувство взрослости, зачастую, родительский авторитет обесценивается. В семье могут возникать частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки взрослых вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение подростки узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении.

В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами протекания «запоздалого кризиса»:

  • особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет;
  • затяжная инфантильная позиция роли «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

В период подросткового кризиса ребенку хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подросток испытывает сильное желание быть самостоятельным, равными с родителями в правах.

Главная особенность подростка – это личностная нестабильность. Многие подростки из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, и формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.
Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выходят из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных переживаниях своих детей подросткового возраста.

Фазы подросткового кризиса:

  1. негативная, или предкритическая фаза, когда происходит изменение старых привычек, стереотипов;
  2. кульминационная фаза (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);
  3. посткритическая фаза, т.е. период формирования нового осознания своей личности, построения новых межличностных отношений и т.п.

Варианты протекания подросткового кризиса:

  • классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям. Некоторые психологи добавляют сюда также ревность к собственности. Для подростка требование – не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других;
  • чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных люднй, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у ребенка не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.

Рекомендации психолога родителям

1. Родителям необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые признаки наступления подросткового возраста.

Родители должны отнестись серьезно к индивидуальным темпам развития ребенка. Не считать его маленьким, когда ребенок уже начинает ощущать себя подростком. Но и «не толкать ребенка в подростковость насильно». Возможно, Вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.

2. Родители должны с уважением отнестись ко всем заявлениям и позициям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они Вам не казались.

Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы Вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Разница, согласитесь, существенна.

3. Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может принять. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку. («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?»).

Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать? Как бы ты на моем месте поступил (а)?»).

Пусть подросток поймет, что Вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного Вам члена семьи.

Читайте также:
Где можно сдать генетический анализ маркеров тромбофилии

4. Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем Вы ходите, но и о содержании Вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит Вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки).

Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», Вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваш ребенок. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет не так.

Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет Вам и Ваш ребенок.

Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у подростка совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой ребенок пойдет именно к Вам.

5. Постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые Вы допускали на предыдущих возрастных этапах.

Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_podrostkovyy_krizis.docx175.13 КБ

Как помочь подростку преодолеть кризис?

Рекомендации при подростковом кризисе

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет консультации родителям. К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.
  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Как преодолеть кризис подросткового возраста — советы для родителей

Что такое подростковый кризис, как он возникает и как с ним справиться, рассказывает специалист по соцработе семейного центра «Берегиня» Марианна Комлева.

Признаки и развитие кризиса

Подростковый возраст — это сложный период как для детей, так и для взрослых. Трудности появляются из-за остроты кризисного периода определенной возрастной ступени.

Подростковый кризис проходят абсолютно все без исключения, только начинается и заканчивается он у всех совершенно по-разному. У некоторых детей кризис может появиться уже в 10 лет, в то время как у другого — только в 13.

Можно выделить младший подростковый возраст, который наступает в 10 или 11 лет, средний — в 11 или 12 лет и, соответственно, старший — в 13 или 14 лет. При этом большинство психологов убеждены в том, что если кризис проявился позднее, то его проявления будут острее.

Как проявляется подростковый возраст:

  • Повышенное стремление к общению со сверстниками или детьми чуть старше. Многие родители наверняка замечали, что два подростка могут общаться хоть целую вечность, обсуждать свои насущные проблемы и переживания
  • Стремление утвердить собственную автономию, самостоятельность и независимость. Отныне у него есть собственное решение, которое, по его мнению, является единственно правильным. Все это формирует в дальнейшем личность ребенка.

«Кризис независимости»

Подросток начинает вести себя независимо от родителей и прочего окружения. Именно поэтому он носит такое название. В большинстве случае это своеволие, свое мнение обо всем происходящем, которое обесценивает взрослых и проявляется как отрицательное отношение к их условиям и требованиям.

Все это является типичным для кризиса независимости. Из жизни ребенка не получится так просто взять и вычеркнуть все симптомы кризиса. Помните о том, что они проявляются не постоянно, а периодически. Родителям не стоит их обострять.

Согласитесь: когда нам плохо, мы просим не беспокоить нас, особенно по пустякам, в то время как ребенок, чувствуя то же самое, но не умея управлять собственными эмоциями, может замкнуться или же, наоборот, начать срываться. С этим довольно трудно бороться. И не столь нужно, так как это своего рода крик души о помощи.

Родителям необходимо выслушивать все крики своего ребенка как можно спокойнее и не усугублять ситуацию нравоучениями. Такой подход значительно труднее, чем кажется на первый взгляд, поэтому стоит заранее набраться терпения.

Регулярные упреки в адрес ребенка, тем более применение физической силы, только усилит негодование подростка. А это, в свою очередь, толкает на совершение глупых, необдуманных поступков.

«Кризис зависимости»

Такой путь развития встречается все чаще. У подростка наблюдается чрезмерное послушание, а также зависимость от сильных и старших. Ребенок не хочет взрослеть и становиться независимым, боясь столкнуться с трудностями и принимать решения самостоятельно.

Многим на первый взгляд такое развитие событий покажется более легким, но это далеко не так. Дело в том, что подрастающий ребенок становится инфантильным, при этом его личность замедляется в развитии, он становится целиком и полностью зависим от родителя.

Протекание кризиса в большей степени зависит исключительно от стиля воспитания и самих взрослых. После того как фазы развития сменят друг друга, постепенно подростковый кризис пройдет.

Как можно помочь ребенку

В семье должно быть равноправие, ребенок не должен чувствовать себя неполноценным членом семьи. У подростков очень колеблется самооценка, происходят частые перепады настроения, он может быть то слишком ласковым, то грубым и агрессивным.

Самым оптимальным решением является компромисс и взаимные уступки. Постарайтесь следить за тем, с какими людьми общается подросток, в какие игры он играет, какие фильмы смотрит, с кем общается в социальных сетях.

Помогайте подростку управлять эмоциями на личном примере, хвалите его за достижения и ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми. Не говорите, что они в чем- то лучше его.

Старайтесь быть для своего ребенка не только мамой или папой, но старшим опытным, понимающим, чутким другом, которому он будет доверять. Подросток должен знать, что его одобрят, поймут и поддержат в любой момент его жизни.

Подростковый период — самый сложный в жизни любого человека и очень важно, чтобы ребенок благополучно его прошел c минимальными потерями и приобрел уверенность, надежду и оптимизм, смотря в будущее.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

«Кризис независимости»

Характеристика кризиса подросткового возраста с медицинской точки зрения

Время полового созревания это период роста и развития организма, который протекает скачкообразно, неравномерно и очень активно. Идет интенсивный рост и изменение тела. Детские фигуры постепенно приобретают признаки гендерной принадлежности. Усиленно работают железы внутренней секреции. Совершенствуется мускулатура, идет процесс окостенения скелета. Сердечно-сосудистая система также развивается неравномерно. Нервная система не успевает подстроиться под эти изменения, поэтому часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.

Такие изменения в организме могут привести к временным нарушениям:

  • перепадам давления;
  • тахикардии(учащенное серцебиение);
  • головокружениям;
  • обморокам;
  • повышенной возбудимости.

Эти проявления непосредственно влияют на состояние здоровья и поведения. Они приводят к раздражительности, нервозности, нарушениям сна. Подростки быстро утомляются, становятся невнимательны на уроках, страдает успеваемость. Таким образом, можно выделить следующие.


Эти проявления непосредственно влияют на состояние здоровья и поведения. Они приводят к раздражительности, нервозности, нарушениям сна. Подростки быстро утомляются, становятся невнимательны на уроках, страдает успеваемость. Таким образом, можно выделить следующие.

Чем могут помочь родители ребенку в кризис подросткового возраста?

Когда говорят о кризисе подросткового возраста, чаще всего указывают период 12-15 лет. Но стоит отметить, что у каждого ребенка подростковый возраст наступает в свое время. Родителям надо быть очень внимательными к развитию своих детей, дабы суметь уловить первые признаки наступления этого нелегкого периода. Распознав кризис подросткового возраста, и, понимая особенности его протекания, папы и мамы смогут спокойнее воспринимать сложности в общении со своим ребенком и трудности в его поведении. А также постараются подержать его и помочь преодолеть возникающие в период кризиса проблемы.

Как распознать кризис подросткового возраста?

  • Нередко родители замечают, что их ребенок стал более скрытным, чаще хочет уединиться, ему крайне необходимо личное пространство.
  • Неожиданно грубые и циничные высказывания подростка, дерзкое общение и внешнее безразличие одновременно могут сочетаться с повышенной ранимостью и обидчивостью.
  • Подросток очень критично относится к своей внешности, недоволен собой, отсюда может быть неуверенным в себе и даже агрессивным. Из – за этого внешне он может выглядеть очень вызывающе. Кто – то красит волосы в яркие цвета, кто – то делает пирсинг, татуировки и т. д.
  • Еще одна особенность этого периода – повышенный интерес к сексуальным отношениям. Ведь ребенок развивается не только психологически, но и физически. В этом вопросе родителям следует быть очень тактичными и деликатно обсуждать с подростком возможные негативные последствия раннего секса.
  • Желание все попробовать и почувствовать может привести к девиантному поведению: курению, увлечению алкоголем и даже наркотикам. В таком случае, возможно, понадобится помощь специалистов.
  • В подростковом возрасте ребенок предпринимает первые попытки понять природу своих желаний, психических процессов, заглянуть внутрь себя. Он хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Ему порой сложно найти ответы на беспокоящие его вопросы. Если ребенок испытывает неудовлетворённость качествами своего характера, это может стать причиной навязчивых состояний, а иногда и суицидальных наклонностей.

Однако большинство отклонений в поведении детей переходного возраста имеют определенное объяснение.

Внутренние противоречия как причины возникновения отклонений в поведении

  • Подросток все еще зависим от родителей, социально не реализован, но при этом считает себя уже взрослым. На самом деле он уже не ребенок, но к взрослой жизни еще не готов.
  • Подросток стремится высказывать свое мнение, принимать решения самостоятельно, но при этом еще не умеет брать на себя ответственность за свои поступки.
  • Одновременно отстаивая свою индивидуальность, хочет быть «как все».

Как родители могут помочь своему ребенку в этот период

Одной из главных задач родителей подростка – научить его контролировать свои эмоции.
Постарайтесь разговаривать с ребенком спокойно и уверенно. Если между вами вспыхнет ссора и подросток, хлопнув демонстративно дверью, уходит в свою комнату, не стоит на него обижаться. Подождав некоторое время, попробуйте продолжить разговор и объяснить ребенку, что такое поведение может ранить и обидеть близких ему людей.
Чтобы подросток реализовать свой потенциал, направьте его энергию на какие – нибудь творческие занятия или занятия спортом. Различные секции и кружки расширят его круг общения и помогут повысить его самооценку. Заведите питомца, который может стать для вашего ребенка близким другом.

  • Не считайте своего ребенка маленьким. Но и не делайте из него слишком взрослого.
  • Относитесь с уважением к его мнению, высказываниям, даже если они кажутся вам нелепыми и глупыми. Обсуждайте каждое заявление, чтобы вы одинаково понимали смысл сказанного.
  • Давайте подростку столько самостоятельности, сколько он может вынести как можно раньше.
  • Рассказывайте ему о своих проблемах, проблемах вашей семьи, проблемах на работе. Советуйтесь с подростком, как лучше поступить в том или ином случае. Пусть ваш ребенок поймет, что его мнение действительно важно для вас. Возможно, и он придет к вам за советом, когда ему будет это необходимо.
  • Рассказывайте о своих друзьях, о том, как вы проводите время, куда ходите. Возможно, это вызовет у вашего ребенка желание рассказать вам о его друзьях. Если требуете от ребенка каких – то действий, например, звонить, если он где – то задерживается, делайте это сами.
  • Приглашайте его друзей в дом, общайтесь с ними. Тогда вы сможете видеть тех детей, с которыми он проводит свое время.

Конечно, не следует видеть в подростковом кризисе только негатив. Позитивный смысл этого периода в том, что подросток самоутверждается, познает себя и свой внутренний мир, становится более уверенным в себе. А главное, он формирует такие способы поведения, которые позволят в дальнейшем ему справляться с жизненными трудностями.

Внутренние противоречия как причины возникновения отклонений в поведении

  • Подросток все еще зависим от родителей, социально не реализован, но при этом считает себя уже взрослым. На самом деле он уже не ребенок, но к взрослой жизни еще не готов.
  • Подросток стремится высказывать свое мнение, принимать решения самостоятельно, но при этом еще не умеет брать на себя ответственность за свои поступки.
  • Одновременно отстаивая свою индивидуальность, хочет быть «как все».

Цели и задачи подросткового кризиса

Принято считать, что основной целью подросткового кризиса является самоутверждение подростка, отстаивание себя как полноценной личности. Отчасти это, разумеется, именно так и есть. Социальная, интеллектуальная и биологическая зрелость человека в нашем сегодняшнем обществе разнесены во времени, то есть наступают не одновременно. И стало быть, какую-то из этих «зрелостей» и отстаивает наш подросток. Но какую?

Понятно, что о биологической зрелости 11-летней девочки или 13-летнего мальчика не может быть и речи. Несмотря на грустный факт появления в нашей стране прослойки детей, образование которых заканчивается после пятого-шестого класса, основная масса юношества в этом возрасте все еще продолжает плодотворно (или не очень) учиться в школе. Следовательно, насильственное или добровольное, но интеллектуальное развитие тоже еще на полпути. Социальная зрелость наступает в нашей стране чуть ли не позже, чем в большинстве развитых стран. Тридцатилетний мужчина, имеющий собственную семью, которому регулярно помогают старички-родители, — отнюдь не нонсенс как в Советском Союзе, так и в сегодняшней России. В последние годы, в связи с общей «американизацией» сознания и самой жизни, вроде бы наметилась тенденция к более раннему обособлению молодых людей от родительской семьи. Но пока это только тенденция.

Так какую же зрелость наш подросток отстаивает? Воображаемую, как считает большинство «пострадавших» от подросткового кризиса родителей? Или мы что-то упустили из виду?

Разумеется, упустили! За звучными терминами мы не заметили главного — самого человека. Однозначно незрелого по всем вышеописанным (и многим другим) позициям, но также однозначно существующего в нашем пространственно-временном континууме.

Когда ребенок рождается, первые минуты своей жизни он связан с матерью пуповиной — материальной биологической структурой, по которой к нему на протяжении всей внутриутробной жизни поступали необходимые для этой самой жизни вещества. Потом пуповину обрезают, но связь ребенка с матерью все еще во многом физична — кормление грудью, тесный физический контакт. Известно, что младенцы, лишенные тесного физического контакта со взрослым человеком в первые месяцы жизни, часто погибают, даже если кормление и гигиенический уход за ними близки к идеальным показателям.

Когда ребенок начинает ходить, первое время он предпочитает передвигаться, держась за материнский подол или палец. В дальнейшем (2—3 года) ребенок очень нервничает и пугается, когда мама или папа куда-то уходят, оставляя его одного или с малознакомыми людьми.

Постепенно, однако, сфера самостоятельных действий ребенка расширяется. Он сам играет в песочнице, посещает детский сад, бегает с другими ребятами во дворе. Но обиженный сверстниками, разбив коленку, он все равно идет к маме или папе за защитой, жалостью и лаской. Иногда (с годами все реже) он приходит просто так, залезает на колени («Не стыдно тебе, такой большой!»), или просто прижимается к маминому боку, испытывая потребность в «подзарядке» все той же биологической по сути общностью, без которой не могут выжить младенцы. С поступлением в школу сфера социальных контактов ребенка стремительно расширяется. Появляются первые настоящие друзья «до гроба», первые недруги Альтруизм и предательство, верность и честь — все это теперь существует вне дома, в сфере социальной жизни ребенка. Делится ли он дома своими победами и поражениями, находками и потерями — это зависит исключительно от поведения родителей, от их собственной нравственной позиции и от искренности их заинтересованности в том, чтобы ребенок не просто «не дрался», «не хулиганил», «дружил только с приличными детьми», а именно учился общаться, вести за собой и подчиняться другим, побеждать и терпеть поражение, находить выход в трудных, запутанных, и не всегда понятных взрослым ситуациях взаимоотношений детского социума. В это время (5—6 класс) наша воображаемая связь-резинка между ребенком и родителями растягивается до максимума. Дальнейшее ее растяжение становится болезненным для одной или для обеих сторон.

И тут-то как раз и наступает подростковый возраст. И его целью и задачей становится обрыв этой самой когда-то жизненно необходимой, а теперь сковывающей дальнейшее развитие связи.

Я больше не ваш придаток! — заявляет подросток. — Я самостоятельный человек.

Он передергивает, блефует, и на любой вопрос в лоб («В чем это ты такой самостоятельный?!») у него нет вразумительного ответа. Есть только чувство дискомфорта от перерастянутой «резинки». Если у родителей в момент самых первых заявлений хватит ума и смелости самим перерезать эту связь («Хорошо, ты самостоятельный человек, живущий рядом с нами. Ты можешь сам принимать те решения, которые тебе по силам. Если ты с чем-то не справишься, мы поможем тебе, но уже не как суверен вассалу, а как твои самые близкие друзья»), то ребенок-подросток, как правило, пугается внезапно открывшейся перспективы самому отвечать за все, и одновременно благодарен родителям за доверие, проявленное к его личностным силам. В этом случае условное расстояние между ним и родителями может стать даже меньше, чем было «до обрезания».

Если же (что бывает гораздо чаше) родители боятся перерезать эту морально и физически «устаревшую» связь, с тем чтобы заменить ее на новую («Это же все только слова, он же на самом деле еще глупый! Ничего не понимает! Жизни не знает!»), то ножницы берет сам подросток (иногда в ход идут копи и зубы), и вот именно тогда мы и имеем дело не просто с подростковым возрастом, но с подростковым кризисом во всей его красе. Если подростку после долгих попыток все же удается перегрызть охраняемую родителями «резинку», то его по инерции относит так далеко, что на восстановление доверительных и полноценных отношений могут потребоваться годы.

Если же родители оказываются сильнее, и подросток смиряется с длящимся положением «суверен — вассал», то его личностное развитие неизбежно искажается и надолго сохраняет инфантильные черты. Иногда в этом случае развивается невроз.

Итак, целью и задачей подросткового кризиса является приобретение не самостоятельности (она подростку еще и не нужна, и не по зубам), но личностной автономии, необходимой для дальнейшего развития личности по взрослому типу, то есть, иными словами, для развития умения брать на себя ответственность за все последствия своих взглядов, слов и действий.

Во-первых, необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего чада, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые признаки наступления подросткового возраста.

Ребенок разочаровывается в родителях

Глеб Данилов, «АиФ»-НП»: Екатерина, когда наступает подростковый возраст с точки зрения науки?

Екатерина Козлова: В разных странах и в разные эпохи было различное отношение к этому периоду. И в нашей стране было время, когда девочки в 12-13 лет выходили замуж и рожали детей. Да и сейчас много концепций и подходов к пониманию начала и окончания подросткового возраста, самый большой диапазон – от 11 лет до 19-20.

По распространенному мнению, предподростковый возраст начинается с формированием вторичных половых признаков, приблизительно в 11 лет. А сам подростковый период – в 13-15 лет, с появлением месячных у девочек и эякуляции у мальчиков.

– Почему становится тяжело общаться с подростками? Чем обусловлен кризис?

– Подростковый период достаточно длительный, и на каждом году в этом периоде происходят свои процессы. Кризис наблюдается только на одном из этапов. Сначала дети предпочитают общаться только с детьми своего пола, мальчики задирают девочек, проявляют к ним агрессию. Может наблюдаться неопрятность, несобранность. Отношения с родителями спокойные. В возрасте около 12 лет в отношениях с родителями наблюдается стремление протестовать, перепады настроения. В общении со сверстниками пока преобладает интерес к своему полу, появляются собственные компании.

В 13-15 лет происходят сильные изменения как в организме, так и в психике подростка. Это и есть время так называемого кризиса. Меняются авторитеты для подростка, теперь это не родители, а сверстники. Нужно это понимать и не бороться с неизбежным. Протекание этого этапа зависит от семьи, от отношений с родителями – как они относятся к нему и к тому, что с ним происходит. Когда ребенок был маленьким, он идеализировал маму с папой. Для того, чтобы у подростка появились собственные убеждения, ему приходится отказываться от убеждений его родителей, происходит своеобразное разочарование в них. Теперь он понимает, что мама и папа не всесильны, имеют слабости и т. п. Также в этом возрасте идет активная борьба с собственными влечениями, усиливается сексуальное напряжение, и все борются с ним по-разному. Кто-то прибегает к интеллектуализации, у таких усиливается мыслительная активность, кто-то ищет острых ощущений, кто-то стремится изменить мир, уходя в группировки, секты и т. д. Подросток действительно имеет больше свободы и ответственности, чем малыш, но не все готовы к таким переменам, особенно, если до этого его чрезмерно контролировали или не давали самостоятельности. Часто в это время дети чувствуют себя одинокими, они не могут и не хотят получить внимание и заботу от родителей как раньше.

Может наблюдаться протест и желание отличаться от других людей, борьба за свою свободу, часто это выражается во внешнем облике подростка.

После 16 лет юноши и девушки стремятся отстаивать свои права и желания. Отношения с родителями могут быть не такими напряженными. Подросток готовится к новому этапу «отделения» от них, к поиску собственной пары.

– Готовиться больше необходимо родителям. Смиритесь с тем, что ребенок взрослеет и придётся изменить отношения с ним, возможно, семейный уклад. Если подростковый бунт слишком сильный – значит, есть проблемы в отношениях с родителями (в том числе слишком сильная привязанность к ним). Подростковый кризис, как лакмусовая бумажка, показывает, есть ли еще какие-то нерешённые проблемы из детства, и, можно сказать, даёт последний шанс, чтобы их решить самостоятельно, без психотерапии.

Основные фазы кризисного периода

  1. 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
  2. 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет. У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко. Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.
  3. 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.

Пути развития подросткового кризиса

Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию. Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье.

Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться.

Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.

Кризис независимости – проявления

Кризис подросткового возраста

Для большинства родителей каждый этап развития ребенка — своеобразный урок жизни. Особенно проблемным для всей семьи считается время, когда любимое чадо вступает в сложную стадию подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста по психологическим особенностям напоминает кризис 3-х лет с установкой «Я сам», но на новом этапе имеет большую социальную направленность. Мы рассмотрим в статье, что такое кризис подросткового возраста, какие причины его проявления и как помочь ребенку?

Кризис подросткового возраста по психологическим особенностям напоминает кризис 3-х лет с установкой «Я сам», но на новом этапе имеет большую социальную направленность. Мы рассмотрим в статье, что такое кризис подросткового возраста, какие причины его проявления и как помочь ребенку?

Изменение жизненных ценностей

Мы подошли к главному – сути происходящего явления. Проблема заключается не в том, что ребенок переживает трудный кризис, а в том, насколько позитивен будет его итог. Сможет ли он адаптироваться к новым непростым реалиям взрослой жизни? Помимо обретения независимости, о гармоничном развитии личности свидетельствуют некоторые моменты.

До 12-13 лет интерес ребенка направлен на познание внешнего мира. Он с неподдельным интересом изучает незнакомые явления, пробует все на зуб, обжигается, учится на ошибках. В подростковом возрасте количество познаний переходит в новое качество: сформировавшаяся личность исследует свою истинную суть.

Советы псиХОЛОГА: кризис подросткового возраста

Подростковый возраст: кризис подросткового

возраста

«Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст – это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является чуть ли не самым важным временем на пути развития.
Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому pодителю необходимо знать о взаимодействии психологических и физиологических причин и проявлений подросткового кризиса.
Физиологические основы кризиса подросткового возраста:

Подростковый возраст – это тот момент в жизни вашего ребенка, когда две «фабрики по производству гормонов» – гипофиз и щитовидная железа – начинают гонку по выполнению «пятилетки за 3 года». Они поставляют свою «продукцию» в кровь с такой активностью и скоростью, что заставляют большинство других эндокринных желез не отставать и тоже вступить в борьбу за звание «передовика производства».

В подростковом возрасте в кровь начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов. Благодаря их сложным и запутанным взаимоотношениям», возникает:

Резкое увеличение роста и веса. В среднем, «скачок роста» происходит у мальчиков с 13 до 15 лет, иногда продолжаясь до 17, а у девочек – на два года раньше. Так же изменяются пропорции тела. Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни подростка, затем конечности – удлиняются руки и ноги – и в последнюю очередь туловище. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости.

Начало полового созревания. Появляются волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у девочек начинается менструация и формируется грудь, все это сопровождается появлением полового влечения.

Бурное протекание и смена эмоций. Смех подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.

2. «Кризис зависимости». Основные проявления:

  • Чрезмерное послушание
  • Возврат к детским интересам и формам поведения
  • Зависимость от взрослых
  • Несамостоятельность
  • Инфантильность в суждениях и поступках
  • Подчинение мнению большинства
  • Стремление быть «как все»

«Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста , куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок ». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:

Появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.

Бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания – максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.

Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.

A теперь давайте обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста:

  • Повышенный интерес к собственной внешности.
  • Стремление к независимости и свободе.
  • Группирование со сверстниками.
  • Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов.
  • Потребность в уединении.
  • Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.
  • Резкость и безапелляционность суждений.
  • Ранимость в сочетании с показной холодностью.

Кризис подросткового возраста – самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед вами встает непростая задача – осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления.

О том, как именно вы можете помочь себе и своему ребенку в этот важный период – подростковый возраст – читайте на страничке «Подростковый кризис или Как сберечь нервы и сохранить любовь?» Если у вас возникли вопросы, Вы можете пообщаться с нашими психологами на сайте on-line или проконсультироваться со специалистом по проблемам подросткового возраста в детском центре.

Как сберечь нервы и сохранить любовь?
«Был такой розовенький поросеночек, а выросло…»

Помните эти слова из знаменитой оперетты? Вашему ребенку пошел второй десяток, и мысли о том, «что же выросло», начинают посещать вас все чаще. Настало «великое» время подросткового кризиса. И сам собой встал вопрос: «Куда делся милый малыш? И как же теперь общаться с тем, в кого превратился «розовенький поросеночек»?»

В данной статье вы найдете практические рекомендации о том, как строить отношения с подростком в этот непростой период подросткового кризиса, чтобы уберечь свою нервную систему и не потерять контакт, теплоту и любовь с взрослеющим ребенком. Для того чтобы лучше понять предложенные здесь советы, нужно знать, на чем они основаны, т.е. иметь представление о том, что такое подростковый кризис.

Первым советом родителям подростка будет:

Расскажите подростку о том, что с ним творится. Для этого нужно выбрать подходящий момент, например, через какое-то время после незначительной ссоры, когда подросток «взорвался» на пустом месте. Начните разговор, когда вы оба уже «остыли», но память о произошедшем конфликте еще свежа. Постарайтесь полностью отказаться от обвинительной и уличающей манеры и вложить в свой рассказ максимум теплоты и понимания. Поведайте подростку о том, что происходит с его организмом и как это влияет на его эмоции и поведение. Дайте ему знать, что вы его понимаете и готовы поддержать, но не намерены спускать все с рук, т.к. он уже достаточно большой для того, чтобы учиться справляться со своими эмоциями и брать за них ответственность на себя. Вы можете сказать ему нечто, вроде: «Когда чувствуешь прилив злости, обиды или раздражения, остановись, глубоко вдохни и представь себе, как эти чувства уходят и растворяются вместе с выдыхаемым воздухом. Если потренируешься и научишься этому, ты будешь значительно реже ссориться с окружающими. Но, если тебе все же не удалось удержаться, и ты сорвался, найди в себе мужество открыто в этом признаться и извиниться»
Подростку очень полезно знать о физиологических причинах его эмоциональных всплесков, но этого не достаточно, т.к., помимо резких перепадов эмоций, подростковый кризис проявляется во множестве других вещей. Поэтому подросток очень нуждается в вашей любви, понимании и поддержке. Вот ряд рекомендаций о том, как вы можете их выражать:

Воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека. Ведь это уже не ребенок, полностью зависящий от вас, но еще и не взрослый, способный жить автономно. Поэтому и отношение к подростку должно быть соответствующее: необходимо найти золотую середину между тотальным контролем и вседозволенностью. Подросток нуждается именно в «контролируемой свободе», поскольку, как бы он ни кичился своей взрослостью, подсознательно он все еще находится в позиции воспитываемого ребенка.

Ни в коем случае!

не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка!
Даже очень мягко и ласково сказанные фразы, типа «ты моя пышечка», «носатик мой любимый», болезненно отзываются в сознании подростка, и он начинает постоянно обращать внимание на указанный недостаток, пытается его спрятать, кажется себе уродливым и недостойным любви. Это может приводить к таким ужасным последствиям, как, например, пищевые расстройства (анорексия и булемия), которыми последние несколько лет страдает такое количество девочек-подростков, что это превратилось в мировую проблему.

Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка, даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить.
Подросток имеет право выбирать круг общения. Доверяйте своему ребенку и давайте ему право получать необходимый жизненный опыт, который он черпает из общения со своими друзьями. Бывают, конечно, и критические ситуации, когда люди, окружающие ребенка, могут принести ему непоправимый вред (например, пристрастить к наркотикам). В таком случае начните с мягкого высказывания своего мнения о том вреде, который они способны нанести подростку, но не ждите мгновенной реакции. Наберитесь терпения и продолжайте мягко напоминать ему о недостатках его друзей, давая ему время самому понять, что за люди его окружают. Ведь, если вы попытаетесь директивно запретить контактировать с ними, это приведет лишь к вашему конфликту с ребенком, его страданиям и попыткам встречаться с друзьями за вашей спиной, например, вместо хождения в школу.

Интересуйтесь жизнью подростка.
Многие старшеклассники говорят о том, что их общение с родителями ограничивается лишь формальным ежевечерним вопросом «ну, как дела в школе?», на который они отвечают так же формально. За фразой «не лезьте в мою жизнь», на самом деле, скрывается огромная потребность подростка в понимании и интересе со стороны взрослых. Поэтому интересуйтесь жизнью ваших детей , их проблемами и переживаниями. И ни в коем случае не обесценивайте эти проблемы, даже если они кажутся вам совсем не значительными и по-детски наивными, ведь это жизнь вашего ребенка, поэтому, говоря «перестань, это же ерунда», вы обесцениваете саму его жизнь. А он нуждается в поддержке, мудром совете и понимании.

Не накладывайте жесткое вето на разговоры о сексе.
Склонность подростков «все опошлять», находя эротический подтекст даже в том, что, казалось бы, не имеет никакого отношения к сексу, есть не что иное, как доступное им снятие сексуального напряжения. Не бойтесь говорить со своим ребенком об интимной стороне жизни, т.к. подобные разговоры помогают ему сформировать адекватное отношение к той части действительности, которой он рано или поздно коснется.

Предоставляйте подростку место и время для уединения, т.к. он зачастую нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим собой, разобраться в своих чувствах и переживаниях, подумать о себе, своих проблемах, пофилософствовать и просто насладиться одиночеством.

Не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли.
Не выкидывайте его вещей и не убирайтесь в его комнате без его ведома и согласия, т.к. в подростковом возрасте для ребенка огромное значение приобретает обстановка, в которой он живет. Она становится не просто выражением его внутреннего мира, а его частью. И он готов защищать ее также ревностно, как и пространство своих переживаний и мыслей. Так же старайтесь не донимать подростка расспросами о том, что с ним происходит, если он дает вам однозначно понять, что не хочет говорить в данный момент.

Но вам стоит всегда показывать подростку, что вы готовы его выслушать и поддержать.
Для этого вы можете использовать фразы, типа «если захочешь поговорить, я на кухне».

Спокойно относитесь к максимализму подростка и его резкости в суждения.
Просто поймите, что в данный период времени ваш ребенок так мыслит, и не в его власти это изменить. Не пытайтесь переубеждать подростка, ожидая мгновенного согласия. Вам стоит мягко показывать другие возможные точки зрения. И, поверьте, даже если ваш ребенок всем своим видом демонстрирует, что в корне с вами не согласен, он прекрасно вас слышит и в конечном итоге зачастую руководствуется вашим более мудрым мнением, хотя лишь в крайне редких случаях признается в этом.
Я часто слышу от подростков, чьим родителям удается вести себя подобным образом, такие фразы: «Моя мама – моя лучшая подруга. Я могу рассказать ей абсолютно все, и она всегда меня поддерживает и помогает советом».
Но бывают ситуации, в которых не помогает даже подобное мудрое и чуткое отношение. Тогда кризис подросткового возраста становится настоящей проблемой – подросток пускается во все тяжкие: перестает учиться, начинает употреблять алкоголь и наркотики, ворует и лжет, предпринимает попытки самоубийства и многое другое. В такой ситуации советами ограничиться не получится. Здесь нужна консультация квалифицированного психолога, который поможет подростку и его семье преодолеть это критическое время.

Подростковый возраст: кризис подросткового

Чем могут помочь родители ребенку в кризис подросткового возраста?

Когда говорят о кризисе подросткового возраста, чаще всего указывают период 12-15 лет. Но стоит отметить, что у каждого ребенка подростковый возраст наступает в свое время. Родителям надо быть очень внимательными к развитию своих детей, дабы суметь уловить первые признаки наступления этого нелегкого периода. Распознав кризис подросткового возраста, и, понимая особенности его протекания, папы и мамы смогут спокойнее воспринимать сложности в общении со своим ребенком и трудности в его поведении. А также постараются подержать его и помочь преодолеть возникающие в период кризиса проблемы.

Как распознать кризис подросткового возраста?

  • Нередко родители замечают, что их ребенок стал более скрытным, чаще хочет уединиться, ему крайне необходимо личное пространство.
  • Неожиданно грубые и циничные высказывания подростка, дерзкое общение и внешнее безразличие одновременно могут сочетаться с повышенной ранимостью и обидчивостью.
  • Подросток очень критично относится к своей внешности, недоволен собой, отсюда может быть неуверенным в себе и даже агрессивным. Из – за этого внешне он может выглядеть очень вызывающе. Кто – то красит волосы в яркие цвета, кто – то делает пирсинг, татуировки и т. д.
  • Еще одна особенность этого периода – повышенный интерес к сексуальным отношениям. Ведь ребенок развивается не только психологически, но и физически. В этом вопросе родителям следует быть очень тактичными и деликатно обсуждать с подростком возможные негативные последствия раннего секса.
  • Желание все попробовать и почувствовать может привести к девиантному поведению: курению, увлечению алкоголем и даже наркотикам. В таком случае, возможно, понадобится помощь специалистов.
  • В подростковом возрасте ребенок предпринимает первые попытки понять природу своих желаний, психических процессов, заглянуть внутрь себя. Он хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Ему порой сложно найти ответы на беспокоящие его вопросы. Если ребенок испытывает неудовлетворённость качествами своего характера, это может стать причиной навязчивых состояний, а иногда и суицидальных наклонностей.

Однако большинство отклонений в поведении детей переходного возраста имеют определенное объяснение.

Внутренние противоречия как причины возникновения отклонений в поведении

  • Подросток все еще зависим от родителей, социально не реализован, но при этом считает себя уже взрослым. На самом деле он уже не ребенок, но к взрослой жизни еще не готов.
  • Подросток стремится высказывать свое мнение, принимать решения самостоятельно, но при этом еще не умеет брать на себя ответственность за свои поступки.
  • Одновременно отстаивая свою индивидуальность, хочет быть «как все».

Как родители могут помочь своему ребенку в этот период

Одной из главных задач родителей подростка – научить его контролировать свои эмоции.
Постарайтесь разговаривать с ребенком спокойно и уверенно. Если между вами вспыхнет ссора и подросток, хлопнув демонстративно дверью, уходит в свою комнату, не стоит на него обижаться. Подождав некоторое время, попробуйте продолжить разговор и объяснить ребенку, что такое поведение может ранить и обидеть близких ему людей.
Чтобы подросток реализовать свой потенциал, направьте его энергию на какие – нибудь творческие занятия или занятия спортом. Различные секции и кружки расширят его круг общения и помогут повысить его самооценку. Заведите питомца, который может стать для вашего ребенка близким другом.

  • Не считайте своего ребенка маленьким. Но и не делайте из него слишком взрослого.
  • Относитесь с уважением к его мнению, высказываниям, даже если они кажутся вам нелепыми и глупыми. Обсуждайте каждое заявление, чтобы вы одинаково понимали смысл сказанного.
  • Давайте подростку столько самостоятельности, сколько он может вынести как можно раньше.
  • Рассказывайте ему о своих проблемах, проблемах вашей семьи, проблемах на работе. Советуйтесь с подростком, как лучше поступить в том или ином случае. Пусть ваш ребенок поймет, что его мнение действительно важно для вас. Возможно, и он придет к вам за советом, когда ему будет это необходимо.
  • Рассказывайте о своих друзьях, о том, как вы проводите время, куда ходите. Возможно, это вызовет у вашего ребенка желание рассказать вам о его друзьях. Если требуете от ребенка каких – то действий, например, звонить, если он где – то задерживается, делайте это сами.
  • Приглашайте его друзей в дом, общайтесь с ними. Тогда вы сможете видеть тех детей, с которыми он проводит свое время.

Конечно, не следует видеть в подростковом кризисе только негатив. Позитивный смысл этого периода в том, что подросток самоутверждается, познает себя и свой внутренний мир, становится более уверенным в себе. А главное, он формирует такие способы поведения, которые позволят в дальнейшем ему справляться с жизненными трудностями.

Внутренние противоречия как причины возникновения отклонений в поведении

  • Подросток все еще зависим от родителей, социально не реализован, но при этом считает себя уже взрослым. На самом деле он уже не ребенок, но к взрослой жизни еще не готов.
  • Подросток стремится высказывать свое мнение, принимать решения самостоятельно, но при этом еще не умеет брать на себя ответственность за свои поступки.
  • Одновременно отстаивая свою индивидуальность, хочет быть «как все».

Кризис в подростковом возрасте: особенности проявления

Ребенок растет. А нам, вечно занятым, не до него. Между тем, в подростковом возрасте ему очень тяжело приходится. И не только в росте — он не успевает сам за собой, так быстро растет. Но ему тяжело и психологически. Чем родители могут помочь?

В начале второго десятка жизни у детей резко изменяется гормональный фон, что вызывает у них первое осознанное сексуальное влечение. Это и является причиной того, что подростки начинают активно интересоваться противоположным полом, экспериментируют в отношениях: встречаются, ругаются, расстаются. Успеваемость падает, родители ругаются, а подростки слишком увлечены новым миром – миром человеческих отношений, чувств и эмоций.

Многих родителей объединяет страх перед подростковым возрастом своих детей. Как только кто-то произносит: «Моему сейчас 14…», окружающие сочуствующе вздыхают. Конечно, не зря этот возраст в народе называют «трудным»: подростки часто кажутся взрослым людям совершенно непредсказуемыми, но есть общие тенденции, на основе которых можно выделить два вида подросткового кризиса.

Так, первый вид протекания кризиса подросткового возраста можно назвать бурным, ярким, интенсивным. Подросток активно бунтует против всего мира, эпатажно выглядит и соответствующе ведет себя: он становится очень громким и резким, при ссорах хлопает дверью и сбегает из дома. У него часто возникают конфликты с педагогами, зато на подростковых тусовках он постоянный гость.

Обычно именно этот вид кризиса больше всего пугает родителей: ребенок кажется каким-то чужим, другим, хотя еще год назад он был послушным школьником.

На самом деле подростки, которые таким образом переживают кризис, обычно бывают достаточно открыты. Они не скрывают своих эмоций: если злятся, то весь дом об этом знает; если радуются, то готовы поделиться радостью со всем миром.

Эта открытость – ресурс для родителей для сохранения контакта и доверительных отношений с подростком. Эмоции и чувства – то, что сейчас составляет картину мира вашего ребенка. Разговаривайте о них с подростком, обсуждайте, искренне интересуйтесь тем, что происходит у него в душе: чувствуя подлинный интерес, а не желание его контролировать, ребенок поделится переживаниями.

Вы можете вспомнить себя в его возрасте, рассказать, что тоже переживали из-за первой любви и ссор с друзьями, можете сравнивать ваши чувства и эмоции. Такой опыт будет интересен и вам, и вашему бунтующему ребенку.

Второй вид протекания кризиса подросткового возраста – тихий и молчаливый. Такие подростки переживают тот же спектр очень интенсивных эмоций молча, запершись на ключ в своей комнате, натянув капюшон по самые глаза и вставив наушники с орущей музыкой. Они тоже бунтуют, тоже кричат, но внутри себя.

Этот тихий бунт на самом деле таит в себе куда больше опасностей, чем громкий, ведь такие подростки становятся крайне замкнутыми, не делятся своими переживаниями, а общаются в основном в социальных сетях. Такие молчуны более непредсказуемы, потому что остается только гадать, какая буря бушует у них внутри.

Родителям, чей подросток ведет себя именно так, важно запастись терпением и сохранить тот контакт, который был на момент наступления кризиса.

Важно дать понять ребенку, что вы будете рядом всегда, что бы он ни натворил, что ваша любовь к нему не зависит ни от каких внешних факторов: вы просто любите его за то, что он есть, со всеми его недостатками и комплексами.

Не требуйте от него рассказов о себе, дайте ему прожить кризис внутри себя, но ненавязчиво напоминайте, что вы его поддержка и опора – в любой момент он может обратиться за помощью, и вы непременно поддержите его. Если у подростка есть ощущение, что семья – это его укрытие от внешнего мира, то никаких страшных поступков он не совершит.

Вне зависимости от типа протекания кризиса родителям важно помнить несколько правил.

1. Относитесь к подростку как к взрослому человеку: уважайте его, его чувства, переживания, эмоции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся неправильными. Право на ошибку учит подростка продумывать последствия, учитывать множество факторов и брать на себя ответственность.

2. Уважайте личное пространство подростка. Вы ведь не полезете читать эсэмэски своего коллеги по работе? Так и с подростком: у него есть своя личная жизнь, свое пространство, которое должно быть неприкосновенным. Не читайте его переписки, стучитесь в дверь, прежде чем войти в его комнату. Даже такие мелочи позволят ему понять, что вы уважительно относитесь к его праву на личные границы.

3. Не обесценивайте переживания подростка, говоря: «Опять поссорились? Ерунда, помиритесь!» Нет, не ерунда: ссоры для подростков – конец света, а нередко и реальный конец дружбы. Уважайте эти переживания, ведь мир отношений – основной мир для тинейджера.

4. Избегайте наказаний и приказов. Подросток – уже не ребенок, он крайне болезненно воспринимает посягательство на личную свободу и самовыражение. Домашние аресты, запреты, принуждение к какой-либо деятельности только усугубят протекание кризиса подросткового возраста. С тинейджером нужно договариваться так же, как с любым взрослым человеком.

5. Каким бы ни был кризис – тихим или громким, легким или тяжелым, важно сохранить доверительные отношения. Родители должны учитывать возрастные особенности своего чада, чтобы дальнейшее развития было гармоничным. Хочет подросток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – пусть сидит. Главное, чтобы он знал, что у него есть родительская поддержка.

С сайта «Я-родитель»

У девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков. Когда начинается и когда заканчивается подростковый кризис?

В среднем (для климатической зоны Северной Европы и северо-запада России): 11-16 лет — у девочек и 12-18 лет — у мальчиков. Но на практике все происходит сугубо индивидуально. В качестве пикантности: подростку Достоевского из одноименного романа — двадцать один год. Не слабо, как говорят сами подростки, не правда ли?

В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков. Может быть, это связано с тем, что требования к самоопределению юношей и мужчин в нашем обществе традиционно жестче, чем аналогичные позиции для девушек и женщин.

И все же начало и конец подросткового кризиса — дело сугубо индивидуальное, и любые точные предсказания в этом вопросе неизбежно будут носить характер спекуляции.

Многих родителей объединяет страх перед подростковым возрастом своих детей. Как только кто-то произносит: «Моему сейчас 14…», окружающие сочуствующе вздыхают. Конечно, не зря этот возраст в народе называют «трудным»: подростки часто кажутся взрослым людям совершенно непредсказуемыми, но есть общие тенденции, на основе которых можно выделить два вида подросткового кризиса.

Подростковый кризис 11-15 лет

Воспитание это труд, с этим ничего не поделаешь. Если родители воспитывают ребенка правильно, они закладывают прекрасный фундамент своих будущих отношений с ребенком и своей спокойной жизни в будущем, когда он станет взрослеть. Бывают счастливые случаи, когда ребенок вырастает «хорошим», как-то сам собой, без особого воспитания со стороны родителей, но это редкое исключение из правил.

Нужно выделять время для игры с ребенком, общения, составлять режим дня, разговаривать о том, что его волнует, придумывать совместные мероприятия, и т,д.

В подростковом возрасте должны быть решены определенные задачи развития и, если они в этот период не решаются, они с человеком остаются в его взрослой жизни.

Начало подросткового возраста определяется двумя важнейшими факторами:

Первый фактор – гормональные изменения в организме, ведущие к взрослению.

Второй фактор – семейная ситуация.

В возрасте от 8 до 14 лет в организме ребенка повышается секреция веществ, стимулирующих выработку большего количества ряда гормонов, в том числе и половых гормонов: тестостерона, у мальчиков и эстрогенов у девочек. Ребенок видит, как изменяется его тело. Это нормальный и естественный процесс, только психически неполноценные дети не замечают изменений, которые с ними происходят.

Надпочечники начинают вырабатывать повышенные дозы адреналина, а он, как известно, является гормоном стресса. Появляются силы, усиливается частота сердечных сокращений, частота дыхания, расширяется зрачок.

Медики называют подростковый период – гормональной бурей. Такую же бурю испытывают подростки и в душе, отсюда их нестандартное поведение, непослушание, протест или неожиданные слезы.

Задача подросткового возраста – отделиться от семьи и перестроить с ней взаимоотношения.

Подросток отделяется от семьи не полностью, он остается по-прежнему с ней связанным, но орбита его движения становиться гораздо больше, чем до этого.

Для сохранения контакта подростку необходимо предоставить некоторый суверенитет. У ребенка должна быть своя комната, свое независимое пространство. В семье должно постепенно образоваться некоторое государство в государстве. Потому что растет ДРУГОЙ взрослый человек. Но это новое государство не должно быть пиратским. Должен существовать свод общих законов семьи. Нужно постепенно перестраивать отношения так, чтобы у него появилось личное пространство, но чтобы ответственность перед семьей и обязанности никуда не делись. Это правильный путь отношений с подростком.

Два других пути ни к чему хорошему не приводят:

а) контролировать подростка и обращаться с ним по-прежнему как с маленьким, требуя полного подчинения, применяя силу и физические наказания.

б) не зная, что с ним теперь делать, выпустить ситуацию полностью из рук, при этом ребенок

Общей линии развития подростка (приобретения им определенной независимости) противодействовать нельзя. Он должен отделиться от семьи, иначе он потом свою семью не построит, не созреет как личность. Это сенситивный период для отделения от семьи, его нельзя упустить. Если время сенситивного периода прошло – эта зона становиться пассивна, то есть её нельзя уже активизировать.

Правила взаимодействия с подростком:

Больше свободы – но и больше ответственности и обязанностей.

Основное новообразование подросткового возраста, это осознание себя как отдельного человека.

Подросток начинает смотреть на своих родителей и близких взглядом со стороны. Даже если родители близки к идеалу по всем параметрам, что бывает редко, – это стрессовое переживание для подростка. У подростка появляется взгляд критика и эксперта. И он в этом не виноват! Это непроизвольные изменения.

Главное открытие подросткового возраста – «я есть, я отдельный, я другой», а второе открытие – «мои родители не идеальные люди».

Итак, «трудный» подростковый возраст – это трудный период для родителей.

Задача этого возраста – постепенная передача ребенку ответственности за жизнь в его руки.

В течение подросткового возраста ваших детей вы сумеете лучше понять своих собственных родителей и что-то им простить.

Сначала нужно перестать замечать мелочи, доел ли он кашу на тарелке, потом передать ответственность за уроки, за то, что он надел и т.д. Если к моменту 14-16 лет в отношениях сохраняются сферы, которые родители пытаются жестко контролировать, – это огромная конфликтная почва. Если родители следят за диетой ребенка, там будет конфликт, за гардеробом, настаивая на своем выборе, – там будет конфликт. Подростковый период – не время для тотального контроля. Это время прошло.

Нужно ли стараться подстроиться под новый взгляд ребенка? Невозможно полностью соответствовать взгляду подростка на вас, это бесполезная гонка. Нужно помочь ребенку отделиться от родителей, выйти на большую орбиту и оттуда, не отделяясь полностью от семьи, построить какие-то дружеские отношения со сверстниками, найти людей, с которыми очень интересно разговаривать. Ценности его компании становятся его ценностями. И они сейчас более доминантны, чем ценности семьи.

Чем лучше ребенок к себе относится, тем лучше он будет относиться к другим (родителям, учителям, к братьям и сестрам, тем благополучней будут отношения с ровесниками).

Каким тут должно быть поведение родителей? Показывать ребенку, что на самом деле он хороший, красивый, умный, добрый, порядочный. К сожалению, родители могут эти самоощущения подтачивать. Несмотря на все конфликтные моменты, когда ребенок выстраивает защитные стеночки, шипит, кусается, не слушается, все равно он очень тесно связан с родителями, он очень чувствителен, все слышит.

Подрывать контакт с ним может:

критика в адрес его друзей;

– отторжение его интересов;

– сравнение не в его пользу.

Критика внешности действует очень сильно. На внешности у любого подростка пунктик (эффект сцены). Им всем, бедным, кажется, что они стоят на «лобном месте», их все рассматривают и обсуждают, а они страшно некрасивые.

Поддержать отношения могут противоположные действия:

– спросить его мнения;

Надо дать понять подростку, что он нужен семье духовно, что семья его любит: «Нам всем очень интересно, что ты говоришь, нам интересно твое мнение».

Выделяйте 10 минут каждый день на разговор тет-а-тет. Надо говорить с ребенком так, как будто он чужой, но приятный, дорогой вам человек. Поговорить без критики и воспитательных целей. Необходимо уметь переориентироваться с того, что с ним сложно, на то, что у него хорошо получается. Что у вас с ним хорошо получается. Контакты по поводу чего получаются успешными и приятными обеим сторонам. Не забыть о проблемах, а отодвинуть их в сторону. Не все нужно «дожимать». Некоторые вещи решаются сами собой по ходу времени.

Ребенку может быть не столько важно слушать ту музыку, которая вам не нравиться, как то, что он ОТБИЛ право САМ РЕШАТЬ. Если он не хочет есть какие-то блюда или делать полезную для здоровья зарядку, возможна гибкая система договоренностей. Предлагайте компромиссы, так чтобы он имел право выбора. Пример: некоторые диетологи считают, что суп и салат из свежих овощей – это нечто похожее. Я была бы рада, если бы ты бегал по утрам или вечером, сам реши когда тебе удобнее.

Подросток отбивает права и привилегии, он должен это делать, Это часть плана его ВЗРОСЛЕНИЯ.

Очень полезно в нейтральной ситуации, когда все спокойны, никто никуда не бежит, не устал, эту проблему обсуждать, потому что обычно у ребенка есть свое мнение. Оно может быть очень причудливое, но оно есть и его нужно услышать. Если это получилось, можно составить договор и скрепить его подписями с двух сторон.

Если проблема с порядком в его комнате, Есть стандартные выходы – раз в неделю все развешивать. Можно придумать хороший прием и закрепить его как традицию, договориться, что во время уборки вы приходите, садитесь в кресло в этой комнате, и вы сидите, а он делает уборку, при этом вы просто болтаете по душам обо всем. Типичная ошибка родителей – они ждут от детей ответственности за дом, за семью в той степени, которая им в данном возрасте не свойственна.

Подросток пронзает насквозь систему ценностей родителей. Про себя, в душе родитель должен улыбнуться и проговорить «мы с тобой об этом поговорим через 10-25 лет», но если вы такое скажете вслух, вы его обидите смертельно. Нужно стараться сохранить отношения, во что бы то ни стало. Не следует портить отношения с подростком. Важно сохранить внутри себя ощущения, что это ваш маленький ребенок, что он хороший и с него это скоро слетит как шелуха, и он вырастет нормальным хорошим человеком.

С точки зрения перспективных отношений в семье – никакой конкретный инцидент не стоит ухудшения отношений. Это слишком дорогая цена.

Задача подросткового возраста – отделиться от семьи и перестроить с ней взаимоотношения.

Подросток отбивает права и привилегии, он должен это делать, Это часть плана его ВЗРОСЛЕНИЯ.

Больше свободы – но и больше ответственности и обязанностей.

Задача этого возраста – постепенная передача ребенку ответственности за жизнь в его руки.

Чем лучше ребенок к себе относится, тем лучше он будет относиться к другим

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ (распечатайте и читайте раз в месяц)

1. Подростку необходимо отделиться от семьи чуть-чуть и найти группу сверстников. Все, что мы можем сделать, – выбрать ему заранее среду: школу, круг знакомых семьи, где есть ровесники и дети постарше.

2. Подростковый возраст – период, истощающий запас надежных отношений. Подойти к нему надо с большим обоюдным запасом: положительными совместными воспоминаниями и впечатлениями, способностью доверительно общаться, просто контактировать, держать друг друга за руку.

3. Выделять ежедневно10 минут, когда вы с ребенком разговариваете просто как человек с человеком, а не как воспитатель с воспитуемым (необходимо планировать это время и записывать в свой ежедневник). Этим мы нарабатывает запас прочности отношений на подростковый кризис.

В сам подростковый кризис:

-Критиковать его друзей, его внешность, его взгляды.

– обсуждать разные мнения и взгляды на те или иные вопросы

– советоваться с ним по важным, в том числе и семейным вопросам, спрашивать его мнение, выслушивать;

– замечать в нем все мало-мальски хорошее, то что у него хорошо получается.

1. Важно культивировать семейное пространство, мероприятия, которые приносят ребенку радость, – посмотреть фильм всей семьей, почитать интересную для него книгу, пойти на выставку, в кафе посидеть, провести с ними интересно время.

2. У ребенка должна быть своя комната, своя территория, куда никто не вмешивается.

3. Заключаем договоры по спорным вопросам (в спокойной обстановке). Например:

-ты сам решаешь носить ли тебе шапку зимой

-какую музыку слушать и.т.д.

– ты до 21.00 делаешь все уроки

– в субботу ты делаешь уборку в комнате

– звонишь, если задерживаешься

4. Если возникла ссора, поругались, – ОСТАНОВИТЕСЬ, если есть возможность, переключитесь на что-то другое. Перенесите спор на завтра, не дожимайте его. Не забывайте: Чем хуже внутренне подросток себя чувствует, тем отвратительнее он себя ведет. Чем хуже он о себе думает, тем более проблемное у него поведение.

5. Не реагируйте на проблему ярко – со слезой, сердечными каплями. Яркая эмоциональная реакция родителей может закрепить, а не решить проблему.

Критика внешности действует очень сильно. На внешности у любого подростка пунктик (эффект сцены). Им всем, бедным, кажется, что они стоят на «лобном месте», их все рассматривают и обсуждают, а они страшно некрасивые.

Ссылка на основную публикацию