Методики развития детей до года

Методики раннего развития ребенка

Мы искренне считаем, что все дети талантливы и способны добиться успеха в жизни и достичь высоких результатов в науке, искусстве, спорте, других сферах деятельности. Нужно лишь помочь им найти и раскрыть свою одаренность, и чем раньше — тем лучше! В этой статье мы хотим рассмотреть различные аспекты раннего развития, ответить на основные вопросы родителей о методиках стимулирования интеллектуальных и физических способностей ребенка.

Ничего особенного, просто общайтесь с малышом как можно больше. Для раннего развития речевых способностей говорите с ним, комментируйте свои действия, называйте и описывайте окружающие предметы. Впитывая вашу речь, ребенок довольно быстро поймет, как это работает, и сам начнет складывать свои первые слова.

Обычно при соблюдении этих несложных методик развития детей раннего возраста к году кроха произносит свои первые слова из двух одинаковых слогов — «мама», «папа», «баба». К двум годам малютка умеет составлять простые предложения и понемногу начинает использовать продвинутый арсенал русского языка — местоимения, предлоги, определения. К трем годам ребенок способен высказаться по интересующей его теме и внятно ответить на любой вопрос родителей 1 .

Малыш с каждым днем становится все более активным, поэтому надеть на него подгузник становится все сложнее. Чтобы упростить себе жизнь и сэкономить время, обратите внимание на трусики Huggies для мальчиков и девочек.

Некоторые мамы и папы пытаются в общении с малышом опуститься до его уровня (как они его себе представляют), ограничивая круг тем примитивными разговорами о еде и игрушках. Так делать не надо. Наоборот, для развития речи нужно с пеленок читать ребенку книжки, стараться чаще бывать с ним в разных местах, показывая и называя новые предметы. Желательно сопровождать каждый предмет описанием, рассказывая, какого он цвета, что умеет делать, как связан с уже знакомыми малышу вещами.

Для стимулирования развития речи надо поощрять все успехи малыша в этом деле, даже самые крошечные.

Есть ли эффективные методики раннего развития способностей к иностранным языкам?

Почему взрослому человеку бывает сложно выучить иностранный язык? Потому что язык — это не только слова и правила, но и определенный образ мысли, перестроить который во взрослом возрасте очень непросто. У ребенка все происходит иначе, потому что в его голове нет никаких языковых настроек. Дети, выросшие в двуязычных семьях, без особых усилий становятся билингвами, т.е. свободно владеют обоими языками. Этот «лайфхак» раннего развития известен уже давно, и в дореволюционные времена зажиточные российские семьи специально нанимали для своих детей гувернанток и нянь из Франции, Германии или других стран.

Если в вашей семье все говорят на русском, а выписывать заморскую гувернантку вы не собираетесь, сначала дайте малышу освоиться с родным языком, а обучение второму начинайте примерно с трех лет. Уроки должны проходить в игровой форме, полностью исключать любую зубрежку и наказания. Лучше всего раннему развитию способностей к языку способствует погружение в языковую среду. Прогресс малыша будет наиболее заметным, если он будет ходить в английский детский садик, используя новый язык для насущных задач коммуникации со сверстниками и воспитателями.

И не забывайте об одной очень важной детали: если вы решили обучать ребенка иностранному языку, останавливаться нельзя. Любой перерыв неизбежно обернется откатом в знаниях, и затем придется потратить время, чтобы вернуться к достигнутому ранее уровню.

Какие существуют методики раннего интеллектуального развития?

Нам даже сложно представить, сколько сегодня существует различных методик раннего развития интеллекта. Каждый год в топ родительских симпатий выходит новая книга, а бестселлеры прошлых лет, например, те, по которым вас учила ваша мама, признаются неэффективными и даже местами вредными. Возможно, что идеальную методику вообще невозможно создать, но есть универсальные, проверенные годами рекомендации для развития с пеленок и в более старшем возрасте.

Играйте с малышом.

Начните с традиционных «ладушек» и постепенно увеличивайте сложность развлечений, выбирая те, которые позволяют крохе освоить новые знания и навыки.

Стимулируйте развитие логического мышления.

К году у малыша формируется понимание причинно-следственных связей. Он учится соотносить фигуры с отверстиями разных форм. Купите сортеры и простейшие пазлы.

Помогите раскрыться музыкальным способностям крохи.

Слушайте с ним песенки, играйте на музыкальных инструментах (барабаны, бубен, пианино) и учите его танцевать.

Рисуйте с малышом.

Купите пальчиковые краски, смывающиеся фломастеры и мелки. Не забывайте о важности лепки. Для этого сгодится и пластилин, и соленое тесто.

Если вы решили выбрать для раннего развития одну из известных «именных» методик (например, в момент написания этой статьи среди родителей популярны карточки Глена Домана 2 , развивающая среда Марии Монтессори 3 , обучение чтению с помощью кубиков Николая Зайцева4 и некоторые другие методы), внимательно следите за результатами их применения. Помните, что обучение — не прохождение компьютерной игры. Его невозможно алгоритмизировать, и единственно верного способа раскрыть интеллектуальный потенциал малыша не существует.

Действуйте согласно старой поговорке «доверяй, но проверяй», обращая внимание на следующие моменты:

Не перегружайте ребенка.

Несмотря на то, что в младенческом возрасте мозг развивается темпами, что не снились ни одному взрослому, даже для него существует предел восприятия информации. Если малыш теряет интерес к интеллектуальным упражнениям, капризничает и плачет, не заставляйте его учиться через силу.

Внимательно отслеживайте побочные эффекты интенсивного раннего развития.

Некоторые методики, прекрасно зарекомендовавшие себя для обучения одних детей, могут дать нежелательные результаты для других. Например, в практике детских психологов имеются случаи, когда из-за чрезмерного потока обучающей информации страдает эмоциональное восприятие малыша — он концентрирует все силы на запоминании, теряя интерес к играм и становясь слишком серьезным, замкнутым. Иногда методики раннего развития могут приводить к потере любопытства у ребенка — он привыкает, что информацию ему приносят родители и перестает самостоятельно интересоваться окружающим миром. Некоторые методы раннего обучения чтению и письму могут вызывать проблемы в коммуникации — ребенку становится проще написать свою мысль или сложить ее из кубиков, чем выразить словами. К побочным эффектам раннего развития нужно относиться очень серьезно — если своевременно не остановиться, они могут остаться на всю жизнь!

Читайте также:
Может ли быть 2 овуляции в цикле

Регулярно консультируйтесь со специалистом.

Каждый ребенок уникален, и его обучение требует периодической тонкой настройки. Регулярно консультируйтесь со специалистом, который сможет оценить интеллектуальное и психическое состояние малыша и, в случае нежелательных отклонений, дать экспертные рекомендации по корректировке методик раннего развития.

Что насчет раннего спортивного развития?

Смотря что вы подразумеваете под спортом. Если вы хотите вырастить сильного, уверенного пловца, можете начинать развитие этого навыка у ребенка с пеленок, сразу после того, как у него заживет пупочная ранка. Уроки проводятся в ванне под постоянным присмотром родителей. Еще лучше, если на первые занятия вы пригласите инструктора по раннему обучению плаванию. Он покажет вам, как правильно делать проводки на животе и спине, научит малыша нырять.

Начать заниматься плаванием никогда не рано 5 . На самом деле, ваш ребенок уже прекрасно освоил этот навык — предыдущие девять месяцев он плавал в амниотической жидкости в животе мамы, поэтому сейчас прекрасно себя чувствует в теплой воде. Эта методика раннего спортивного развития совершенствует врожденные умения крохи. Если же отложить занятия на потом, малыш забудет свой внутриутробный опыт, и его придется обучать заново.

Продолжительность первых занятий плаванием должна быть небольшой — 5–7 минут. Ванну при этом наполняют примерно до подмышек крохи в вертикальном положении, а температура воды должна быть около 37 °C. Со временем длительность занятий увеличивается, а температура снижается. Через пару месяцев время тренировок можно довести до 20–30 минут и проводить их в более прохладной воде — 33–34 °C. Важно понимать, что все эти цифры приблизительные — в первую очередь родителям нужно ориентироваться на реакцию ребенка. Если ему холодно или надоело плавать, он сообщит вам об этом.

Если вы хотите вырастить звезду футбола или будущего чемпиона Тур де Франс, можете начинать раннее домашнее развитие соответствующих навыков малыша сразу, как поймете, что он способен нормально координировать движения своего тела.

Только не подумайте, что мы призываем вас вывести ребенка на настоящее футбольное поле или велотрек! Методики раннего спортивного развития на начальном этапе направлены лишь на то, чтобы привить малышу стремление к спортивному образу жизни. Под младенческим футболом подразумевается игра с легким мячом, когда папа или мама несильно пасуют его ребенку и пытаются добиться, чтобы он осмысленно отдавал пас обратно, а не в случайном направлении. То же самое и с велосипедом — это не гонки на скорость, трюки и преодоление препятствий, а, скорее, мотивация малыша покрутить педали трехколесной машины на прогулке.

В скандинавских странах одними из самых ранних спортивных активностей являются коньки и горнолыжный спорт: увидеть там двухлетнего лыжника — совсем не редкость. Начинать развитие этих навыков ребенка можно почти с пеленок, но, естественно, с соблюдением всех правил безопасности. Ребенка нельзя выводить на загруженный каток, где существует вероятность столкновения с другими людьми, а первый опыт катания на лыжах должен проходить на горке с очень маленьким уклоном — минимально достаточным для того, чтобы лыжи покатились.

После домашних занятий можно переходить на следующие уровни — общефизической и нача льной подготовки с тренером в спортивной секции. Общефизическая подготовка в основном направлена на раннее развитие координации, гибкости, силы, выносливости и других универсальных навыков, но содержит отдельные элементы, свойственные данному виду спорта. Начальная подготовка — уже настоящие профессиональные тренировки для маленьких спортсменов.

Перед тем, как планировать спортивную карьеру ребенка, родителям необходимо выяснить минимальный возраст начала занятий конкретным видом спорта. Для справки приведем федеральные стандарты для некоторых популярных дисциплин 6 .

Командные виды спорта.

Серьезно заниматься командными видами спорта рекомендуется с 8–9 лет. Однако общефизическую подготовку можно начинать раньше: хоккей и футбол — с 5 лет, баскетбол — с 7 лет, волейбол — с 8 лет.

На общефизическую подготовку по джиу-джитсу, каратэ, самбо, тхэквондо, ушу малышей принимают с 4 лет, по дзюдо и киокусинкай — с 5 лет. Этап начальной подготовки боевым искусствам начинается в 7 лет, для некоторых дисциплин — немного позже.

Общефизическая подготовка в дисциплине BMX разрешена с 4 лет, начальная — с 6 лет. Общая подготовка в трековых гонках и маунтинбайке начинается не ранее 9 лет, в шоссейных гонках — 10 лет, а переходить на этап тренировок во всех этих видах велоспорта можно не ранее 10 лет.

Гимнастика и танцы.

Общефизическая подготовка по спортивной акробатике, гимнастике, танцевальному спорту разрешена для детей с 4 лет. Художественной гимнастикой могут заниматься девочки с 3 лет, для мальчиков нормативов не предусмотрено. На этап начальной подготовки малыши в этих дисциплинах переходят в 6–7 лет.

Мальчики и девочки могут заниматься общефизической подготовкой в этом виде спорта с 3 лет, начальный этап стартует в 6 лет.

Какие ошибки допускают родители, занимаясь ранним развитием ребенка?

Есть две главные ошибки, которые актуальны и сейчас, и сто лет назад, да и, наверное, в течение всей истории человечества.

Читайте также:
Амоксициллин применение

Первая ошибка раннего развития — решить все за ребенка. Некоторые родители еще до рождения малыша «знают», кем он вырастет, и прикладывают все усилия для достижения своей цели, невзирая на желания и склонности крохи. Эта стратегия поведения подпитывается историями успеха, как упорный папа воспитал теннисиста с мировым именем или настойчивая мама сделала из своей дочери популярную певицу. Важно понимать, что на один такой счастливый случай приходятся сотни и тысячи неизвестных сломанных судеб. Родителям нужно выявлять и развивать одаренности малыша, но никак не насаждать их против воли ребенка.

Вторая ошибка — считать малыша глупее себя. Конечно, на стороне родителей опыт и знания, зато у крохи есть открытый, чистый, свободный от стереотипов ум. Вдумайтесь в перлы своего ребенка — ведь иногда маленький философ выдает потрясающие своей глубиной и нетривиальностью высказывания! Пожалуйста, не загубите в нем прекрасную способность сомневаться и мыслить вне шаблонов. Всегда помните, что методики раннего развития не должны наполнять мозг малыша готовыми решениями, они должны учить его их искать.

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы - слайд

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Методика Монтессори

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Методика Зайцева

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Читайте также:
Носовая полость - заболевания и их лечение
Методика Домана

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

4. Вальдорфская методика

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Вальдорфская методика

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

5. Система Никитиных

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Система Никитиных

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Читайте также:
Полисорб при беременности отзывы

ТОП 8 методик раннего развития детей

ТОП 8 самых популярных методик раннего развития для детей от рождения до средней школы

В настоящее время стало популярно среди родителей развивать своих детей практически с самого рождения. Методик раннего развития очень много, сложно все перечислить, а тем более рассказать о всех в одном обзоре. Мы выделили 8 самых популярных методик раннего развития. Давайте вкратце их рассмотрим.

1. Методика Марии Монтессори

Возраст детей: методика рассчитана для детей от 3 лет, но на сегодняшний день, в детских садах, где преподают по системе Монтессори, создаются Монтессори-группы для детей и младше 3 лет

Основные принципы: главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!». Ребёнку предоставляется возможность полной свободы выбора. Ребёнок самостоятельно выбирает чем, как и как долго ему заниматься. Ребёнка не нужно заставлять обучаться, его нужно заинтересовать.

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.

— На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

— Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающие за логику, моторику и аналитические способности.

Недостатки методики:

— Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.

— Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.

— Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.

— Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

2. Методика семьи Никитиных

Возраст детей: методика подходит для детей от 2 до 17 лет.

Основные принципы: основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще — в самой жизни детей.

Плюсы методики:

— Доступность; легкость в осуществлении, позволяющая освоить ее родителям, имеющим даже поверхностные представления о педагогике и развивающих системах;

— Возможность уделять внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка.

Недостатки методики:

— Ребенок до года может болезненно реагировать на излишне жесткие методы работы;

— Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике;

— Невозможность осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Методика Николая Зайцева

Возраст детей: методика подходит для детей от 1 до 10 лет

Основные принципы: в основе системы обучения Зайцва — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Плюсы методики:

— Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету;
— У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию;
— На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Недостатки методики:

— В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму;

— Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике, развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

4. Методика Глена Домана

Возраст детей: по мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам, начиная с рождения.

Основные принципы: во время активного развития мозга ребенок запрограммирован природой поглощать информацию. Он делает это легко, просто и не нуждается в дополнительной мотивации. Время развития мозга у ребенка: от 0 до 3 лет — наивысшая активность; от 3 до 6 лет — резкое торможение; после шести — почти полное замедление и окончание формирования. Следовательно, наиболее интенсивной обучающая программа должна быть до 3 лет.

Плюсы методики:

— Обучение можно начинать с самого рождения;

— Заниматься достаточно просто;

— Материал для занятий (карточки Домана) можно сделать самим;

— Заниматься с ребёнком могут сами родители, не нужно привлекать специалистов;

— Получаем всесторонне развитие (карточки можем показывать на разную тематику – природа, еда, транспорт и т.д.).

Недостатки методики:

— В процессе обучения ребёнок пассивен – просто должен смотреть;

— При этом малыш не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста;

— Творчество в процессе обучения проявить невозможно;

Читайте также:
Прострел в пояснице: что делать, чем лечить, причины

— Процесс обучения формализован – нужно следовать инструкции и показывать карточки несколько раз в день без пропусков;

— Дети старше 3х лет неохотно воспринимают обучение по методике Домана, если раньше с ними не занимались таким образом.

5. Методика «Вальдорфская педагогика»

Возраст детей: эта система подходит для школьников всех возрастов (от 6 до 17 лет).

Основные принципы: согласно с этой методикой, ребёнка до возраста семи лет (до периода смены молочных зубов) не следует нагружать обучением чтению и письму, а также логическими занятиями. В раннем детском возрасте необходимо всячески раскрывать творческий и духовный потенциал ребёнка. Главный принцип Вальдорфской системы: «Детство – полноценная жизнь, которая прекрасна!» Ребёнок воспитывается и развивается в гармонии с природой, он учится творить, слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь.

Плюсы методики:

— Каждый ребенок – индивидуальная личность со своими способностями. И поэтому обучение происходит согласно потребностям каждого ученика, а не по единой системе, как это принято в большинстве других образовательных систем;

— С детьми младшего школьного возраста занимается один единственный педагог, который является для них другом и наставником. Педагоги проходят строгий отбор и должны проявлять гибкость и быть всесторонне развитыми;

— В Вальдорфских школах дается минимум академических знаний, особенно в младших классах, натомись больше познаний окружающего мира;

— В школе нет главных и второстепенных предметов. И творческим направлениям уделяется даже больше времени и внимания чем остальным предметам. Потому что считается, что именно они влияют на развитие личности, а не точные общепринятые предметы;

— Отсутствие учебников. При этом дети имеют свои рабочие тетради, общие на все предметы, которые затем скрепляются в одну единую. Таким образом получается, что ученики сами создают свои учебники и возвращаются к записям в случае необходимости, а не забывают и не забрасывают их;

— Применяется междисциплинарный подход в обучение, так, чтобы дети не разделяли разные предметы, а имели общее представления о мире, как о едином целом. Поскольку все в мире очень тесно между собой взаимосвязано;

— Внимание уделяется в равной степени как теории, так и практике, с целью избежать перекосов в какую-либо из сторон. И так, чтобы теоретические знания не терялись;

— Культивируются семейные ценности. И не только среди учеников, но и среди родителей;

— Дети учатся креативно мысли и работать в команде, у них хорошо развивается фантазия;

— Детям в Вальдорфских школах не выставляют никаких оценок, а все занятия построены на личной заинтересованности каждого ученика и его вовлеченности в процесс, а не принуждении.

Недостатки методики:

— Считается, что количество знаний, которые получают дети в Вальдорфских школах недостаточно для поступления в высшие учебные заведения;

— Некоторые родители утверждают, что дети растут в слишком тепличных условиях. Несмотря на то, что детям в стенах школы действительно хорошо и комфортно, за ее пределами их ждет жестокий и далеко не всегда дружелюбный мир. А это значит, что дети выходят из школы совершенно неприспособленными к реалиям современной жизни;

— В школе акцент на приоритете творческого развития, а не изучении точных наук. И это нередко выливается в то, что ребенок не умеет грамотно анализировать ситуацию, не знает основных принципов работы тех или иных процессов. В результате нередко со своими творческими способностями он может остаться непризнанным талантом, неспособным ни в чем другом себя реализовать.

6. Методика Сесиль Лупан

Возраст детей: данная методика подходит для детей в возрасте от 0 до 5 лет.

Основные принципы: Главный принцип методики заключается в тесном общении родителей и детей. Считается, что родители часто путают понятия «внимание» и «опека». Внимание предполагает общение с ребенком и разъяснение интересующих его вопросов, а также способность родителей определить таланты малыша и уделить их развитию как можно больше времени.

В свою очередь, излишняя опека, по мнению Лупан, мешает развитию ребенка, так как предупреждает свободу действий и сводит внимание к бытовым заботам о ребенке (накормить, соблюсти гигиену, формально ответить на вопрос). При этом родители мало внимания уделяют искреннему и познавательному общению. Также к принципам воспитания по методике Лупан можно отнести: обучение детей по мере возникновения у них заинтересованности, не навязывание взрослого мнения; предоставление материалов и обеспечение окружающей среды, которые будут активно способствовать рождению интереса и соответственно приведут к познанию мира; развитие малыша в разных сферах и областях (не ограничиваться одной тематикой, если у малыша есть 2-3 явно выраженных таланта); подарить малышу свое тепло, понимание и любовь, не относиться к нему свысока и с пренебрежением и общаться на равных; малышу должно быть комфортно во всех отношениях. Познание должно быть вызвано интересом, а не графиком и требованиями.

Плюсы методики:

— Одновременное гармоничное физическое, эстетическое и умственное развитие ребенка;

— Наиболее полное развития ребенка через органы чувств;

— Развитие общительности, адекватного восприятия себя и окружающего мира.

Недостатки методики:

— Родители довольно много времени должны уделять малышу;

— Необходимость большого терпения, желания, хорошего настроения и общительности родителей для качественных занятий с ребенком;

— Не подходит для вспыльчивых, занятых, авторитарных родителей.

7. Методика Масару Ибука

Возраст детей: данная методика подходит для детей от 0 до 5 лет

Основные принципы: основной принцип методики заключен в названии книги Ибуки – «После трех уже поздно». Ибука считает, что развитием детей необходимо заниматься с первых дней жизни; ­реальные возможности детей безграничны и, «вовремя» вводя новые знания, можно добиться поразительных результатов; ­воспитать гения просто – надо всего лишь заниматься с ребенком с рождения, а не с 3 лет, как предполагает большинство методик. К 3 годам мозг формируется на 70­-80% и в дальнейшей жизни сыграют роль именно те знания, которые родители успели заложить в ребенка до этого возраста; дети от природы имеют желание учиться, но оно не должно притупляться игрушками и развлечениями; ­в качестве дидактических материалов Ибука предлагает использовать сокровища мировой цивилизации: учить наизусть стихи, просмотр мультфильмов заменить просмотром творений Рембрандта и Леонардо, а танцевать не под детские песенки, а под классическую музыку.

Читайте также:
Чем обрабатывать язык при молочнице

Плюсы методики:

— Жажда исследований вашего малыша ничем не ограничена. Это и плюс, и минус одновременно (но только для вас, а для него — однозначно плюс!). Ибука не жалует детские игрушки, зато подталкивает родителей давать детям всякие жизненные игрушки (от вилок до ящиков комодов, от батареек до системных блоков компьютера);

— По системе Ибука работает крупнейшая развивающая ассоциация в Японии, и ее работа приносит однозначно положительные плоды.

Недостатки методики:

— Система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию), который подходит не всем европейским детям;

— Ибука высказывает некоторые спорные идеи (например, о наказаниях детей, о половых различиях), которые могут не совпадать с вашими представлениями о воспитании.

8. Методика «Школа семи гномов»

Возраст детей: методика рассчитана для детей от рождения до 7 лет

Основные принципы: Школа Семи Гномов» собрала «сливки» с лучших развивающих методик, это система для развития ребенка от самого рождения и до его поступления в школу. Курс «Школа Семи Гномов» затрагивает все важнейшие стороны развития ребенка (умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, личностное, социальное развитие).

Плюсы методики:

— Можно заниматься по данной методике с самого рождения;

— В каждой книге есть страница с инструкцией для родителей Школа семи гномов годовой курс для детей 1-2 год;

— Есть не только разноцветные картинки, но и увлекательные задания;

— В книгах для детей старше трехлетнего возраста — поощрительный приз за правильно выполненное задание – ­наклейка.

Недостатки методики:

— Для каждого возраста своя книга. Ведь то, что предназначено для детей 5 лет — будет сложно понять малышам помладше;

— Не все книги являются шедеврами, в некоторых книгах встречаются неудачные странички

Это далеко не полный перечень методик раннего развития. Какая методика раннего развития лучше и с помощью какой методики развивать малыша, решать Вам. Многие педагоги, няни и гувернантки не используют в чистом виде одну методику, а берут лучшее из разных методик раннего развития. В любом случае, любая методика будет работать только тогда, когда применяются регулярно, распространяются за пределы детской комнаты и задействует всех членов семьи.

Раннее развитие: обзор самых популярных методик

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Читайте также:
Почему болит живот на раннем сроке беременности

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Раннее развитие детей: плюсы и минусы

Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию “Lancet” , в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении . Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.

Нервная система и ее роль в развитии ребенка

Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.

Читайте также:
После контрацептивов

Особенности нервной системы у детей

Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.

Что такое раннее развитие ребенка

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.

раннее развитие ребенка

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.

Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста

Множество факторов влияет на раннее обучение детей:

  • Наследственность.
  • Экологическая обстановка.
  • Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
  • Течение беременности и родов у матери.
  • Вскармливание и режим дня.
  • Заболевания.
  • Культура воспитания.
  • Уход за ребенком и др.

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)

По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.

развитие навыков у ребенка

Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.

Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:

Моторно – статическое :

  • Держит голову (2 мес.);
  • Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
  • Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
  • Сидит (6 мес.);
  • Ползает (7-8 мес.);
  • Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
  • Стоит сам (10-11 мес.);
  • Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
  • Ходит сам (12 мес.).

Целенаправленная моторная деятельность :

  • Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
  • Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
  • Примитивно играет (9-10 мес.);
  • Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).

Зрительный анализатор :

  • Фиксирует взгляд (2 недели);
  • Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
  • Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
  • Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
  • Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
  • Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).

Слуховой анализатор:

  • Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
  • Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
  • Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
  • Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).

Речь:

  • Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
  • Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
  • Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
  • Произношение слов (9-10 мес.);
  • Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
  • Многословные фразы (3 года);
  • Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).

оценка развития ребенка педиатром

Такими методами педиатр оценивает развитие.

Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:

  1. В течении первого года жизни ежемесячно.
  2. От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
  3. От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
  4. Старше 7 лет с интервалом 1 год.

Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста

Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.

Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые “Окна достижений для 6 этапов моторного развития” . Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание . Одной из перспективных зарубежных методик является “Шкала ментального развития Гриффитс” . Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики , которые довольно просты в использовании.

Задержка развития ребенка

Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании .

Читайте также:
Что делать, если молочница постоянно возвращается

раннее развитие ребенка

Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.

Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития . При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии , когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.

Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования . При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития» . В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».

Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.

Ранее развитие детей

Погружаясь в тему раннего развития малышей нужно прежде всего напомнить про способность ребенка обучаться, начиная с рождения. Действительно, существуют определенные пиковые периоды развития центральной нервной системы, об этом очень много написано, и большинство из Вас знают, что максимально быстрые темпы роста нервная система малыша демонстрирует с рождения до 3-х лет.

Ранее развитие детей

Поэтому большинство развивающих методик делают значимый акцент на обучении именно в первые три года жизни . Формирование головного мозга не менее активно продолжается и после трех лет, и огромное количество компетенций малыш приобретает именно в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день существует много базовых, назову их так, методик развития детей, которые используются в отдельных семьях, детских садах, развивающих центрах, частных и государственных школах, на индивидуальных занятиях и т.д. К наиболее известным и популярным относятся методики наших соотечественников – семьи Никитиных, Николая Зайцева, а также многочисленные зарубежные системы обучения, например, всемирно известная методика Марии Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Масару Ибуки и многочисленные миксовые методики, типа «Школы семи гномов», которые сочетают в себе отдельные элементы разных направлений, в том числе, раннего развития ребенка с рождения 1 .

Несомненно, что каждая отдельно взятая методика имеет свои огромные плюсы, но в то же время не лишена и недостатков. Так, например, существуют методики с большим акцентом на физическое развитие и гораздо меньшим вниманием к эмоциональному развитию ребенка, классический пример – система обучения семьи Никитиных. Или же другая крайность – «Вальдорфская педагогика», которая построена в основном на развитии творческих способностей ребенка, но упускает многие базовые моменты развития. Тем не менее, выбирая определенную траекторию развития для своего малыша оптимальным будет подробнее познакомиться с отдельными методиками и рассмотреть их в своем контексте. Этот «контекст» абсолютно у всех будет разным. Кто-то имеет возможность использовать в полной мере отпуск по уходу за ребенком до полутора, а, возможно, до трех лет, кто-то сочетает отпуск по уходу за ребенком с работой, бизнесом, командировками и т.д. Внешние условия могут быть совершенно разными, однако родителей объединяет одно общее желание – дать своему ребенку самое лучшее, а в формате обсуждения раннего развития детей мы преследуем главную конечную цель – хорошее образование ребенка со всеми вытекающими отсюда последствиями 2 4 .

Раннее развитие ребенка до года

Условно разделим первый год жизни на определенные периоды, которые будут привязаны прежде всего к его моторному и нервно-психическому развитию. Ранним развитием можно заняться сразу после рождения малыша, в течение первых 4 недель жизни делаем акцент на эмоции и чувства малыша. Головной мозг получает информацию от органов чувств, развиваясь и дифференцируясь.

Стимуляция зрения: проявляйте свои эмоции – улыбка, смех, гримасы, мобильные игрушки для детской кровати, крупные карточки/картинки (не менее 30 на 30 см) и др. любые яркие, крупные и безопасные! Предметы могут окружать малыша для ранней фиксации взгляда, так малыш учиться фокусировать зрение.

Слух: разговаривайте именно с малышом, пойте сами, меняйте интонации голоса, включайте музыку, сохраняйте прежний/привычный звуковой режим в доме. Ваша речь должна быть разной, используйте детские интонации голоса, обычные, говорите нараспев, палитра Вашего голоса в этом возрасте будет влиять на развитие творческих способностей ребенка.

Осязание: новорожденные имеют отличный хватательный рефлекс – пользуйтесь этим, давайте в ручки ткани и предметы с разной поверхностью, текстурой из разных материалов. Важна ежедневная двигательная активность, выкладывание на живот, гимнастика, в том числе на мяче, на наклонной плоскости. Осваивайте самые элементарные игры с предметами («возьми» – малыш хорошо и крепко удерживает предмет).

Все эти несложные активности с 0 до 3 месяцев и лягут в основу вашей методики раннего развития ребенка с рождения.

Читайте также:
Сильно кровоточат десна при беременности что делать

С 3 до 6 месяцев двигательная активность ребенка значительно увеличивается, поэтому поощряйте ползание вначале по-пластунски, а затем на четвереньках, в данном случае поощрять, означает заинтересовать/привлечь внимание ребенка какой-то интересной целью, это по сути и есть побуждение к ползанию. Не ограничивайте двигательную активность малыша пределами кроватки/манежа, предоставляйте ему максимальное и безопасное (!) пространство для движений. Игра по типу «возьми и отдай» с различными вариациями предметов.

Раннее развитие малышей до года на этом этапе подразумевает изучение размеров, здесь можно использовать все, начиная, с пирамидки (в этом возрасте задача не собрать пирамиду, а изучить кольца разных размеров), и заканчивая предметами обихода, например, когда ложки складываются в кастрюлю (пример разных форм и размеров), стром пирамиду из мягких кубиков. Показываем и листаем детские книги с плотными картонными страницами, сопровождая это импровизированными словесными комментариями. Нужно понимать, что в этом возрасте перед Вами не стоит задача читать, а перед ребенком сидеть и слушать, но это подготовительный этап, без которого не обойтись. Если вы планируете читать ребенку книги в возрасте от 1 до 2 лет и хотите, чтобы он активно слушал, без таких подготовительных этапов просто не обойтись. Активности из предыдущего этапа всегда переносим на следующий, расширяя и адаптируя их к возрасту малыша.

С 6 до 12 месяцев активно начинается период вертикализации малыша, упражнений на равновесие и конечно же расширения возможностей для игр с ребенком. Побуждение к ходьбе в этом возрасте может выглядеть как ходьба с ребенком за ручки, лазание по ступенькам лестницы под вашим контролем т.д.

Обучение ребенка навыкам игры и раннее развитие ребенка до года весьма взаимосвязанные вещи. Играть с детьми – это значит учить их коммуникации, систематизации и обобщению информации, вниманию, усидчивости и т.д. Действительно, важно научить играть ребенка, чтобы впоследствии он не испытывал патологической привязанности к родителям, это благоприятно отразиться на малыше в случае братьев и сестер в семье, ребенок сможет играть в одиночку, умение играть поможет и с адаптацией к детскому саду. Действительно, правильно говорить, что в младшем возрасте ребенок познает мир через игру, т.е. много информации он способен усваивать именно в игровой форме. Поэтому уделите сейчас время и научите ребенка навыкам игры и впоследствии вы получите многочисленные бонусы 2 4 .

Во втором полугодии жизни можно заниматься альтернативными способами рисования, используя, например, пальчиковые краски. Отпечатки ладоней, в том числе, в виде различных персонажей, различных животных можно прикреплять на видные места, чтобы малыш понимал, что он не только делает сам, но и созерцал сделанное. Прообразом лепки в этом возрасте может быть игра с кинетическим песком.

Такая игра в рисование, лепку тоже является способом естественного развития творческих способностей ребенка.

Раннее развитие ребенка в 2 года

На втором году жизни Ваш малыш уже демонстрирует многообразыне навыки, он ходит, возможно произносит первые простые слова, радует вас своей улыбкой и раннее развитие ребенка от 1 года будет фокусироваться на расширении приобретенных компетенций. Вы можете осваивать счет и логику, используя обычные игрушки или предметы обихода, можете начинать изучение букв, используя карточки или кубики Н. Зайцева, т.е. более детально и глубже прорабатывать полученные навыки. В этот период можно увеличивать время общения с книгами, используя конечно же книги с яркими и понятными иллюстрациями 2 3 .

Очень важно, обсуждая раннее развитие детей упомянуть об эмоциональном настрое родителя. Естественно, заниматься с ребенком можно и нужно, если у Вас хорошее настроение, достаточный резерв времени, сил и т.д. Дети – тонкие психологи, они обладают прекрасной способностью чувствовать наше настроение. И если мы спешим, раздосадованы, или просто устали, то и эмоциональный контакт с ребенком должен быть именно в рамках нашего окна возможностей. Не нужно начинать игру или какое-то дело через силу, это не будет иметь позитивного результата.

Еще один важный аспект – это темперамент и характер ребенка. Например, даже в одной семье, мы часто видим, то что прекрасно подходит одному малышу, совершенно не нравится другому, в этом и заключается принцип нашего индивидуального подхода, найти ту активность, которая заинтересует малыша, увлечет его и принесет радость ему и Вам. Как это сделать? Прежде всего активно наблюдать за крохой, активно слушать впоследствии, видеть, что интересует малыша больше: рисование ладошками, лепка или же игры в «догонялки» и «прятки». Кстати, нужно сказать, что активное наблюдение за малышом один из успешных шагов будущей профориентации 2 4 .

Важно сказать, еще и то, что если Вы не видите себя в роли педагога для малыша, в роли «развивающей мамы», то вероятнее будет правильнее, эту роль не играть, а найти педагогов/развивающие центры, где Вам и Вашему крохе будет комфортно заниматься под руководством профессионалов, где Вы сможете уделить Вашему малышу определенное время и будете всецело погружены в общение с ребенком, не будете отвлекаться на быт, работу и пр. Здесь речь идет о создании комфортной обстановки для себя. И важно определиться каким путем Вы пойдете, чтобы извлечь максимальное удовольствие и от раннего развития, и от самого малыша 2 4 .

В заключение нужно сказать, что один из главных принципов различных методик раннего развития ребенка с рождения — это естественная вовлеченность, т.е. Вам должно нравится абсолютно все, что вы делаете, для этого просто необходимо выбрать те активности, которые подходят именно Вашей семье и Вашим жизненным обстоятельствам.

Ссылка на основную публикацию