Что должен уметь ребенок (развитие ребенка от 1 до 12 месяцев)
В первый год жизни ребенок развивается с поистине космической скоростью. Наблюдая за превращением сопящего младенца в сознательного человека, родители часто сравниваются темпы развития своего сына или дочки с переменами в других малышах. Это не возбраняется, но не слишком увлекайтесь. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, а все нормы относительны.
Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее
Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее
Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее
Что умеет ребенок в 1 месяц
От рождения до 1 месяца малыш много спит (почти 70% времени) и часто кушает, его действия рефлекторны, а движения хаотичны. К концу первого месяца он обычно фиксирует взгляд на предмете, реагирует на громкие звуки, узнает мамин голос, начинает агукать и пытаться поднять голову, когда лежит на животе.
Что умеет ребенок в 2 месяца
Малыш становится активнее и меньше спит. Может не просто узнавать маму, но и угадывать её настроение, провожает взглядом предмет, пытается дотянуться до него, схватить. Движения становятся более осмысленными. Ребенок начинает улыбаться.
Что умеет ребенок в 3 месяца
Ребенок уже уверенно держит голову, выпрямляет ножки, пытается приподняться на локтях, когда лежит на животе. Развивается координация рук и глаз. Малыш становится более эмоциональным — смеется, подражает мимике родителей, плачет, требуя внимание. В это время уже можно распознать характер маленького человека.
Что умеет ребенок в 4 месяца
Малыш уверенно переворачивается со спины на живот, ползает, пытается сесть. Появляются любимые игрушки, он хватает их, рассматривает, пробует на вкус. Различает своих и чужих, начинает реагировать на свое имя.
Что умеет ребенок в 5 месяцев
Многие малыши этом возрасте уже сидят с опорой и пытаются встать на ноги. Ребенок с радостью играет с предметами — бросает, стучит, облизывает и пр. Побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, произносит первые слоги. Обычно в это время у детей начинают резаться зубы.
Что умеет ребенок в 6 месяцев
Дети в полгода самостоятельно садятся и сидят без опоры, пытаются встать на четвереньки, ползают по-пластунски. Малыш может пить из придерживаемой кружки, поднимает игрушки, перекладывает их, изучает. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален — у него может часто меняться настроение.
Что умеет ребенок в 7 месяцев
Начинается «период непоседы» — ребенок активно ползает, встает у опоры, ходит за ручки. У малыша совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика. Он начинает подражать взрослым, произносить простые слова из двух слогов. В этом возрасте ребенок все пробует на вкус.
Что умеет ребенок в 8 месяцев
Малыш сам встает и свободно перемещается по знакомому пространству. Он может что-то принести или показать, машет ручкой на прощание, закрывает крышки, нанизывает кольца пирамидки. Любит танцевать. Появляются первые осознанные слова и большой диапазон эмоций.
Что умеет ребенок в 9 месяцев
Ребенок пробует есть ложкой, запоминает, куда мама положила предмет, знает слова «дай», «положи», «подойди» и т.п. Любит повторять действия взрослых, пытается манипулировать родителями при помощи крика и плача.
Что умеет ребенок в 10 месяцев
У ребенка в этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика, он выполняет более сложные действия, часто интересуется маленькими предметами, перекладывает их с места на место. Показывает части лица, называет животных, понимает слово «нет».
Что умеет ребенок в 11 месяцев
В это время малышу нравится быть самостоятельным (насколько это возможно) — он сам ест, пьет, одевается. Различает строгую речь, любит похвалу, много общается на «своем» языке.
Что умеет ребенок в 12 месяцев
Активно участвует в одевании, купании, кормлении. Начинает проявлять пищевые пристрастия. Знает, что делать с предметами, понимает все, что ему говорят. Сам может заявить о своих желаниях. Несмотря на «взрослость» очень нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам.
Также вы можете узнать основные правила ухода за новорожденным в нашем блоге.
Развитие ребёнка первого года жизни
Эта статья поможет оценить развитие вашего ребёнка. В ней описаны основные этапы развития ребёнка первого года жизни. Отклонения более, чем на 6 недель неизбежно ведут к развитию аномальных стереотипов движения. Также в статье описаны признаки нарушения координации движения и патологические признаки развития.
Важность моторных навыков очевидна для развития человека. Через движения человек может реагировать на изменения окружающего мира, действовать в соответствии с этими изменениями и справляться с ними. Именно в первый год ребёнок проходит все этапы двигательного развития от удержания головы до самостоятельной ходьбы. Этапы развития первого года жизни тщательно изучены и описаны.
Диагностика развития на первом году жизни ребёнка играет важную роль. Важно вовремя выявлять задержки развития ребёнка, сравнивая его развитие с нормами, а также вовремя выявлять признаки нарушения координации движения. Раннее выявление задержки развития позволяет рано начать терапию для минимизации двигательных проблем в будущем. Диагностика-онлайн нарушений и задержек развития позволяет не выходя из дома за 30–40 минут получить достоверное заключение об отсутствии задержек и патологий развития младенца.
Новорождённый
Положение на животе
Голова повёрнута в одну сторону, положение тела асимметричное, руки согнуты и прижаты к туловищу, кисти слегка в кулачках. Функция опоры на руки только начинает появляться. Опора на предплечья и кратковременный подъем головы с верхней частью туловища после полутора месяцев. Таз приподнят и ноги согнуты.
рис. 1.1
Положение на спине
Положение на спине также асимметрично. Ребёнок реагирует на окружающий мир всем телом, это так называемые глобальные движения. На 6 и 7 неделе появляется поза фехтовальщика: поворот головы в сторону и фиксация взгляда сопровождается выпрямлением ноги и руки с той же стороны одновременно с хватательными движениями.
С 2 месяцев может соединять руки в положении на спине.
С полутора месяцев — контакт глазами с окружающим миром и улыбка.
рис. 1.2
3 месяца
Симметричная поза с опорой на локти
Ребёнок теперь уверенно удерживает голову и верхнюю часть туловища, преодолевая силу тяжести. При этом ребёнок симметрично опирается на локти. Центр тяжести смещается к пупку и дальше в сторону таза.
Шейный отдел позвоночника выпрямлен и голова может свободно поворачиваться. Становится возможным движение глаз без поворота головы.
Бёдра свободно выпрямлены и развёрнуты наружу.
С 4,5 месяцев переносит вес на одну руку, другой может при этом захватывать игрушку, и бедро противоположной ноги.
рис. 1.3
Стабильное положение на спине
Положение на спине становится стабильным и уверенным, что создаёт предпосылки к удержанию ног против силы тяжести со сгибанием тазобедренного сустава, коленей и стоп под прямым углом. Руки могут захватывать предметы при этом ноги тоже ассоциативно подтягиваются, стопы также делают хватательное движение, начиная с 4-го месяца.
С 4-го месяца формируется процесс поворота на бок.
рис. 1.4
6 месяцев
Перенос веса на одну руку и симметричная опора на кисти
С 4,5 месяцев, лёжа на животе, ребёнок может переносить вес на одну руку, а другой хватать предметы. С 6 месяцев опора на прямые руки и бедра.
рис. 1.5
рис. 1.6
Перевороты
C 6 месяцев целенаправленный переворот со спины на живот.
Ребёнок теперь может играть в игрушки во всех положениях. Он может хватать ножки и тянуть пальцы в рот.
7–8 месяцев — уверенное положение на боку.
К 8 месяцам пинцетный захват предметов и запуск мелкой моторики.
рис. 1.7
рис. 1.8
рис. 1.9
рис. 1.10
9 месяцев
Косое присаживание
Развитие ребёнка уже не описывается положением на спине или на животе. Ребёнок начинает своё первое перемещение и исследование пространства: с 7 месяцев ползание на животе и перекатывание через бок (c 8 месяцев уверенные перевороты с живота на спину).
Первые попытки подняться и осмотреть пространство — между 7 и 8 месяцами. У ребёнка в это время появляется стабильное положение лёжа на боку и затем боковое присаживание. К 9 месяцам ребёнок сможет длительно сидеть без помощи рук.
рис. 1.11
Ползание на четвереньках
К 9 месяцам ребёнок начинает ползать на четвереньках. Если в 7 месяцев ребёнок в положении на четвереньках начинал раскачиваться вперёд и назад, то сейчас он начинает координированно ползать, перемещая руку и противоположную ей ногу (перекрёстное ползание).
рис. 1.12
12 месяцев
Свободный бег
Дальнейшее исследование пространства с перемещением «на высоте».
Когда ребёнок на четвереньках подползает к опоре, он хватается руками за неё и встаёт на одну ногу, подставляя к ней другую. Вскоре он начинает ходить вдоль опоры.
Однако потребуется некоторое время, пока ребёнок поймёт, что его ноги могут нести тело. Для своей безопасности он начинает перемещаться от одного предмета мебели к другому.
К 12 месяцам примерно 50% детей делают свои первые самостоятельные шаги. Они пробуют этот свой новый навык, часто спотыкаясь и падая вначале и далее при каждой возможности.
С развитием движения и освоением пространства у ребёнка развивается осознание собственного «Я», навыки социализации и коммуникации.
рис. 1.13
Развитие ребенка с рождения до 6 месяцев
Ребенку с первых дней жизни требуется не только питание и уход, но и развивающие занятия. Игры для самых маленьких позволят маме.
Первые несколько недель с новорожденным ребенком могут быть волшебными, но достаточно тяжелыми. Вы учитесь кормить малыша, укладывать его на сон.
К 2 месяцу ребенок обнаруживает, что в жизни есть нечто большее, чем просто еда, сон и плач. Когда малыш бодрствует дольше, у него появляется больше.
Возраст 3 месяца – это время удивительных открытий, новых навыков и скачков в развитии. Это уже не новорожденный, который все время только ест и спит.
Вашему ребенку 4 месяца – и с каждым днем он все лучше воспринимает окружающий мир. Малыш учится по-разному реагировать на людей и предметы, звуки и действия.
Вот Ваш кроха и достиг пятимесячного возраста. Малыш уже спит гораздо меньше и больше времени проводит с Вами, он смеется и активно гулит.
Часто сон малыша становится камнем преткновения на пути к счастливой и спокойной жизни семьи. Давайте посмотрим какие изменения сна возможны.
Спустя какое-то время после рождения первенца многие родители задумываются о втором ребенке в семье. Все понимают, что это ответственный шаг.
Переворот со спины на живот и обратно только кажется простым. На самом деле это навык, требующий длительной тренировки.
Томительные девять месяцев ожидания позади, и вы буквально со дня на день отправитесь в роддом. Но что вас там ожидает, как проходят первые дни в роддоме.
Во всех мальчиках и девочках заложена сложная генетическая программа развития и формирования двигательных, познавательных (по-научному — когнитивных).
Чаще всего первая стрижка ребенка совпадает с его первым днем рождения. К этому времени волосики карапуза уже становятся достаточно длинными.
Запланировали семейный отдых с детьми за городом? Прекрасная идея! В предвкушении приятного времяпрепровождения обсудите и решите.
Как быстро растут малыши, словно по волшебству. В полгода малыш удвоит свой вес, а к годику — утроит и станет в полтора раза выше, чем был при рождении.
После покупки слинга с кольцами для новорожденных маме предстоит обучиться всем премудростям обращения с ним. И хотя данная перевязь является.
Ведение дневника, посвященного вашему малышу, — несомненно, интересное и полезное занятие. Сейчас существует достаточно много вариантов.
Рождение малыша – радостное событие для молодых родителей. Однако, после его появления на свет маме с папой нужно проявлять особую осторожность в уходе.
Вы вернулись из роддома и на вас тут же свалилась гора забот: кормления, стирка, уборка, прогулки, купания, посещения врача… В суете очень важно.
Появившись на свет, малыш начинает открывать для себя новый мир. Знаешь ли ты, что зрение новорожденного совсем не такое, как у взрослых? Пройдёт несколько.
Развитие ребенка первого года жизни подразделяется на физическое и нервно-психическое. Физическое развитие (ФР) и нервно-психическое развитие.
Знаете ли вы, что 70% мозга малыша заканчивает развитие, пока он находится в утробе матери?
Будет ли ваш ребенок, когда вырастет, получать удовольствие от занятий спортом и от физической активности, умело, уверенно двигаясь.
Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным питанием для младенцев, и всецело поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни ребенка. Также мы признаем, что грудное вскармливание не всегда может быть доступно для родителей. Какой бы вариант кормления вы ни выбрали, клуб Nestlé Baby&me всегда готов предоставить новейшую научно обоснованную информацию, чтобы вы чувствовали поддержку и были уверены в том, что даете своему ребенку лучшее питание.
с помощью электронной почты или телефона
Войдите в систему, чтобы продолжить узнавать больше о правильном питании на каждом этапе развития вашего малыша!
Введите электронную почту или телефон.
Ссылка для авторизации выслана на e-mail.
Введите проверочный код, высланный вам в SMS сообщении.
pagespeed.lazyLoadImages.overrideAttributeFunctions();
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев, поскольку грудное молоко обеспечивает сбалансированное питание и защиту вашего ребенка от болезней. Мы полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма наряду с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.
Поскольку дети растут и развиваются по-разному, необходимо проконсультироваться со специалистом по вопросам введения прикорма.
Детское питание под товарными знаками Nestle ® и Gerber ® всегда следует готовить, использовать и хранить в соответствии с инструкциями на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.
Развитие ребенка на разных возрастных этапах
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.
Безусловные рефлексы новорожденного
Раздражители | Рефлексы |
Действие яркого света | Глаза закрываются |
Шлепок по переносице | Глаза закрываются |
Хлопок руками возле головы ребенка | Глаза закрываются |
Поворот головы ребенка направо | Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается |
Разведение локтей в стороны | Руки быстро сгибаются |
Нажатие пальцем на ладонь ребенка | Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются |
Нажатие пальцем на подошву ребенка | Пальцы ног сжимаются |
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке | Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются |
Укол булавкой подошвы | Колено и стопа сгибаются |
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз | Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги |
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).
Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
Младенчество
Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.
Физическое развитие младенца
Время появления | Развитие моторики |
1 месяц | Поднимает подбородок |
2 месяца | Поднимает грудь |
3 месяца | Тянется за предметом, но, как правило, промахивается |
4 месяца | Сидит с поддержкой |
5—6 месяцев | Хватает рукой предметы |
7 месяцев | Сидит без поддержки |
8 месяцев | Садится без посторонней помощи |
9 месяцев | Стоит с поддержкой; ползает на животе |
10 месяцев | Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками |
11 месяцев | Стоит без поддержки |
12 месяцев | Ходит, держась одной рукой |
Восприятие
После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.
К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Движение и действия
Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.
Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.
К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.
К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.
Память
Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.
Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).
Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие
В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Кризис 1 года
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.
Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период – раннее детство, – уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым – центральном новообразовании данного возрастного периода.
Как развивается ребенок по месяцам?
Первый год жизни малыша – это особый период в жизни семьи.
Новый ритм жизни, новые хлопоты, новые привычки. Каждый день малыш открывает для себя мир, радуя родителей даже самым маленьким достижением. Родители следят за развитием новорожденного буквально по неделям. Чтобы семейное счастье было безоблачным, а детство радостным, маме и папе важно знать все о развитии ребенка по месяцам. В этой статье мы собрали актуальные рекомендации от ведущих педиатрических сообществ. Прочитав ее вы будете знать, какой навык стоит развивать малышу в следующем месяце, а также знать, на какие тревожные признаки стоит обратить внимание.
Рассмотрим этапы физического и психического развития ребенка до года .
Развитие ребенка по месяцам
Развитие ребенка в 1 месяц
Первый месяц – это период адаптации для всех: карапуза – к миру, а родителей – к миру, в котором есть малыш . Поэтому очень важно знать, как развивается ребенок в первый месяц жизни .
Физическое развитие
- ребенок до месяца почти все время спит;
- движения малютки в первый месяц жизни хаотичны;
- малыш, лежа на животике, пытается поднять головку на несколько секунд;
- может ненадолго останавливать взгляд на одном предмете;
- узнает маму по голосу и запаху;
- у ребенка в 1 месяц начинают проявляться черты лица, проходит отечность;
- плачет, когда голоден и ощущает дискомфорт от мокрого подгузника.
Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом
Для психического развития малыша важно разговаривать с ним спокойным голосом, петь песенки или рассказывать стишки. Педиатры также рекомендуют чаще брать малыша на ручки: тактильный контакт очень важен. Можете купить небольшие мягкие игрушки, чтобы малыш мог учиться концентрировать на них внимание.
Развитие ребенка в 2 месяца
В это время малыш становится более активным, чем в первый месяц.
Физическое развитие
- ребенок спит в среднем по 20 минут в час;
- поворачивается с боков на спинку;
- реагирует на звуки, поднимает и поворачивает головку;
- может ненадолго поднять и удержать голову, лежа на животике;
- тянет ручки к маме;
- агукает;
- сосет пальцы рук и ног, активно их исследуя;
- пытается дотянуться до игрушки;
- начинает различать цвета.
Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с двухмесячным малышом
Разговаривайте с ребенком как можно чаще: делитесь с ним планами на день, пойте веселые песенки, делайте легкую зарядку по утрам, сопровождая ее потешками. Меняйте интонацию голоса, чтобы малыш учился ее различать. Учитывая нормы развития ребенка до года , не лишней станет в этот период покупка мобиля в кроватку или ночника с проекцией, чтобы малыш мог следить за динамичными предметами. Можете купить браслетик на липучке на ручку или ножку с разноцветными игрушками на нем.
Развитие ребенка в 3 месяца
Малыш к третьему месяцу заметно подрос, у него появились новые навыки.
Физическое развитие
- малыш больше бодрствует ;
- уверенно держит головку;
- переворачивается со спинки на бочок;
- пытается опираться на локотки, лежа на животике;
- ловит свои ножки и играет с ними;
- понимает, откуда исходит звук и поворачивает голову в этом направлении;
- тянет в рот все, что попадает в руки;
- хватает игрушки, к которым может дотянуться, удерживает их в руке.
Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом в возрасте 3 месяцев
В этот период малыш с помощью плача уже начинает требовать к себе внимание, выражает свое недовольство. Ребенок узнает близких людей, улыбается им. Пытается копировать мимику близких. В этот период целесообразно уже купить игровой коврик с дугами, на которые подвешены различные по форме и фактуре небольшие игрушки и погремушки.
Развитие ребенка в 4 месяца
Малыш взрослеет на глазах. В 4 месяца он уже не просто узнает вас, но и понемногу понимает обращенную речь, вливается в режим семьи.
Физическое развитие
- малыш с легкость переврачивается на бок, на спинку, опирается на руки
- ползает на животе;
- пытается сесть;
- переворачивается с живота на спинку;
- осознанно берет и бросает игрушки;
- пытается поддерживать бутылочку при кормлении.
Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с четырехмесячным малышом
Родители, зная особенности развития ребенка с первого дня , могут ожидать от малыша в это время попытки лепетать первые слоги “ма”, “па”, “ба”. Карапуз уже начинает реагировать на свое имя, чувствует настроение родителей У него появляются любимые игрушки. Малыш прислушивается к музыке, начинает стучать игрушками в такт. Поэтому, на этом этапе развития ребенка хорошо купить игрушки со звуковыми эффектами, которые вращаются или вибрируют.
Развитие ребенка в 5-6 месяцев
В календаре развития ребенка этот период необычайно занимателен. Малыш начинает всем интересоваться, на прогулке все привлекает его внимание. Он очень активничает.
Физическое развитие
- ребенок некоторое время сидит, опираясь;
- играет с ногами, тянет их в рот;
- начинает понемногу ползать;
- в этот период у некоторых детей уже начинают прорезываться зубки, поэтому обзаведитесь безопасными прорезывателями;
- в это время можно начинать понемногу вводить прикорм.
Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с полугодовалым малышом
Малыш становиться более коммуникабельным, пытается поддержать беседу на “своем языке”. Он играет с различными предметами, в том числе и с домашней утварью. Радуется близким и с опаской относится к незнакомцам. Любит рассматривать картинки, на которых изображены лица людей. К этому моменту у малыша уже выработались некоторые привычки (покушать, поиграть, прогулка).
Актуальными для развития мелкой моторики будут различные сортеры, игрушки молоточки. Но будьте внимательны к мелким деталям: маленький почемучка может проглотить их или попытаться засунуть в нос. Купите малышу рельефный прорезыватель для зубок (из нетоксичного геля или пластика), который может стать также интересной игрушкой.
Развитие ребенка в 7-8 месяцев
Это период начала социализации малыша, он старается во всем копировать родителей.
Физическое развитие
- ребенок уверенно сидит;
- старается встать на ножки, держась за бортик кроватки;
- хорошо ползает, особенно за понравившейся вещью;
- проявляет интерес к еде из общего стола, пьет из чашки при поддержке взрослого;
- продолжают прорезываться зубки. При достаточном их количестве, малыш может жевать мягкую пищу;
- встает на четвереньки.
Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом в возрасте восьми месяцев
В этот период ребенок проявляет активный интерес к разным игрушкам. Малыш все чаще копирует поведение взрослых. Он становится очень любознательным. Начинает понимать причинно-следственные связи, показывает на предметы, которые называет мама. В этом возрасте ребенок также узнает любимые песни и стишки, может просить родителей включить или спеть какой-либо из них. Малыш пытается произносить первые слова из повторяющихся слогов (ма-ма, па-па и т.д), имитирует звуки. В этом возрасте также можно начинать учить с малышом название частей тела, названия животных, и звуки, которые они издают.
Развитие ребенка в 9-11 месяцев
В это время ваш малыш будет вас удивлять все больше и больше своими достижениями.
Физическое развитие
- малыш уверенно сидит, держа ровно спинку;
- уверенно стоит, держась за ручку;
- ходит с помощью взрослых;
- активно пробует новые продукты;
- прорезываются еще зубы, из-за чего малыш может часто капризничать и плохо спать;
- появляется много осознанных движений.
Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом, который готовится к первому дню рождения
Малыш начинает проявляет заботу о маме, высказывает знаки внимания, делает первые подарки. Также ребенок начинает интересоваться другими детьми, пытается с ними взаимодействовать. Малыш понимает, что можно, а что нельзя, выполняет первые просьбы. Чтобы занять ребенка, рекомендовано приобрести различные сортеры, книжки с большими и красочными иллюстрациями, карточки с изображением игрушек, животных, частей тела, фруктов и овощей. Это период активного развития речевого аппарата, разговаривайте с малышом постоянно, называйте все вещи, которые вас окружают. И тогда ваш малыш заговорит в ответ!
Развитие ребенка в год
Физическое развитие
- ребенок уверенно сидит;
- сам встает и пытается ходить без поддержки;
- имеет около 6-8 зубов;
- вес составляет около 10 кг, а рост в пределах 80 см;
- малыш активно ест овощи, фрукты, мясо, рыбу, яйца, зерновые каши, молочные продукты, совмещая прикормы с грудным молоком матери или смесью. После года, при отсутствии противопоказаний, ребенка можно постепенно переводить на “взрослый” стол.
Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом
Ребенок в год – это уже полноценные человек. Только маленький. Он потихоньку ходит, говорит (словарный запас 10-12 слов). Может выразить свои чувства, проявляет эмпатию, пытается дружить с детками. Узнает членов семьи, выражает свои эмоции по отношению к ним (например, скучает). Ребенок понимает, о чем его просят, соотносит некоторые слова с предметами. Малыш готов к новым открытиям, ведь в мире столько всего нужно еще узнать!
Что делать, если ребенок отстает в развитии
Родители, зная как развиваются дети до года , смогут проследить, отстает ли малыш в развитии .
Важно понимать, что каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, у некоторых малышей показатели могут отличаться от общепринятых норм (рекомендуем изучить нормы развития ребенка до года в таблице ниже).
Признаки, при которых может потребоваться консультация специалиста:
- ребенок не реагирует на источник звука или обращенную речь;
- неравномерное физическое развитие (например, нарушения моторики при нормальном росте и наборе массы);
- регресс (исчезновение) ранее приобретенных физических навыков;
- ребенок не поддерживает зрительный контакт;
- судороги (локальные или генерализованные).
Если вы отметили у малыша эти или другие тревожные симптомы,, обратитесь за помощью к современному доказательному детскому врачу . Запишитесь на прием в Педиатрическом центре ADONIS или пригласите врача на дом по номеру:
Во время осмотра педиатр определит, нужна ли консультация детского хирурга , невролога или логопеда для исключения глухоты, а также других специалистов.
Преимущества педиатрии в ADONIS
Педиатры центра расскажут не только, как развивается ребенок в первый месяц жизни , но и станут вашими надежными помощниками в воспитании здорового малыша.
В отделении педиатрии ADONIS работают врачи большинства узких специальностей. Наши центры оснащены новейшим диагностическим и лечебным оборудованием из США и Германии, которое позволяет проводить тщательную диагностику и назначать эффективное лечение.
Педиатрия в ADONIS – это:
- педиатры с опытом работы с самыми маленькими пациентами более 10 лет;
- 20 узких специальностей;
- новейшее оборудование;
- все необходимые лабораторные и инструментальные исследования в одном месте;
- консультации врачей экспертов в сложных клинических случаях;
- индивидуальный подход к каждому ребенку ;
- комплексные программы ведение детей от 0 до 18 лет;
- возможность получения всех необходимых справок после прохождения обследования (в детский сад, школу, лагерь, бассейн и т.д.).
Цены на консультацию
Цена на консультацию педиатра (в Киеве, в Педиатрическом центре или отделении ADONIS в Обухове) зависит от квалификации детского врача и особенностей приема (выездная консультация или прием в клинике).
Цена первичной консультации педиатра начинается от 550 грн. Консультация врача -эксперта педиатра начинается от 750 грн.
Выезд специалиста на дом в пределах Киева от 1300 грн (в зависимости от дальности вызова и других особенностей). Уточнить итоговые расценки вы можете через контакт-центр.
Как записаться к врачам
Записать ребенка на прием к педиатру, хирургу или неврологу в клинике ADONIS или же вызвать детского врача на дом можно через форму обратной связи на сайте или в колл-центре сети медицинских центров ADONIS по телефону:
Что должен уметь малыш в 1 год
Некоторые годовалые дети уже ходят и говорят, другим еще предстоит сделать первые шаги и произнести первое слово. Обсуждаем, что ребенок должен уметь в год и как развить его физический и умственный потенциал за счет игры и питания, с врачом-педиатром первой категории Екатериной Борисовной Булавиной.
НАВЫКИ И УМЕНИЯ
— Екатерина Борисовна, что умеет делать и говорить ребенок в 1 год?
— За первый год малыш делает огромный скачок как в физическом, так и в умственном развитии. Из беспомощного кричащего младенца он превращается во вполне разумного мыслящего маленького человека.
Развитие ребенка в 1 год
- произносит простые слова с повторяющимися слогами — «ма-ма», «па-па», «ба-ба»
- выражает потребность словами «дай» или «на»
- пытается повторять речь взрослых
- словарный запас у ребенка — от 8 до 10 простых слов, произносимые им звуки все более разнообразны
- уверенно сидит без поддержки
- перемещается по комнате, держась за опору или за руки родителей
- свободно тянется за игрушками из положения сидя
- активно осваивает ползание, ходьбу
- поднимается и спускается по ступенькам, шагает приставным шагом при поддержке взрослого
- приседает, встает из любого положения, взбирается на поверхности и спускается с них
- может испытывать радость, удивление, любовь, настороженность, страх, разочарование, гнев
- учится управлять эмоциями, но часто реакции непредсказуемы: смех в одну минуту может смениться плачем, веселая игра — закончиться истерикой, малыш может капризничать и кусаться, привлекая к себе внимание
- начинает проявлять самостоятельность: категоричное «нет» или «я сам» может сопровождать любое предложение помощи взрослыми
- начинает испытывать привязанность к людям, вещам, появляются любимые игрушки, а также настороженность к посторонним
- удерживает внимание в течение 10—15 минут;
- действия малыша импульсивны, но он способен понять причинно-следственную связь (упал — больно — бежит к маме)
- активно наблюдает за эмоциональной реакцией взрослых и начинает им подражать
- умеет проявлять осторожность, часто оглядывается или ищет глазами маму, когда она выпадает из поля зрения
- знает названия окружающих предметов и звуки, издаваемые животными, может их повторить
- выполняет несложные просьбы: принеси, дай, найди
- знает слово «нельзя» и очень бурно реагирует, когда не получает желаемое
- использует социальные жесты: машет рукой на прощание, исполняет воздушный поцелуй, играет в ладушки, тянет ручки, когда что-то просит
- активно познает мир, любит все ощупывать, осматривать, пробовать на вкус, для удовлетворения любопытства способен заглянуть в любой уголок квартиры: открывает и закрывает дверцы, залезает в шкафы, выдвигает ящики, заглядывает под диваны
- складывает и достает вещи из коробки, собирает простые пирамидки, играет сортерами, черпает воду ложкой, бросает мяч, осознанно тянет или толкает предметы для их перемещения
- вступает в контакт со сверстниками, показывает дружеское расположение
- пьет из поильника, может учиться пить из чашки, пытаться пользоваться ложкой
- помогает родителям при одевании: поднимает и просовывает ручки в рукава, ножки в штанины, может самостоятельно снимать шапку или носки, играет с обувью, пытаясь ее надеть
- некоторые начинают осваивать гигиенические навыки: подставляют ручки под струю воды, промокают лицо полотенцем, пользуются горшком
— Ребенок в 1 год умеет многое, но какие навыки не считаются обязательными?
— Самостоятельная ходьба или ползание, поскольку ребенок может пропустить этап ползания и научиться ходить чуть позже. Необязательно уметь пользоваться горшком и взбираться по лестнице, а также иметь набор из десяти слов: достаточно 2-3 при условии, что ребенок пытается повторять новые слова за взрослыми.
— Физическое развитие годовалых детей различается?
— К году ребенок обычно утраивает свой вес при рождении, но помесячные прибавки веса снижаются и в среднем не превышают 350 г, прибавки роста составляют от 1 до 1,5 см. Многие малыши в этом возрасте визуально худеют, так как начинают активно двигаться и вытягиваться в рост, а вес часто стоит на месте.
- рост — от 74 до 77,3 см
- вес — от 9,4 до 11 кг
- рост — от 72,8 до 75,8 см
- вес — от 9 до 10,2 кг
— Сколько зубов у ребенка в 1 год?
— У детей в этом возрасте должно быть восемь передних зубов, но если их двенадцать или всего пара, это тоже варианты нормы.
ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ
— Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?
— В освоении двигательных навыков допустимо отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные дети начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев. Но есть вполне здоровые малыши, которые осторожничают, боятся отойти от опоры и сделать первые самостоятельные шаги даже после года (через пару месяцев они обязательно пойдут). Первые слова также далеко не все начинают говорить вовремя.
Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые будут поводом посоветоваться с врачом. Чаще они появляются задолго до 12-месячного возраста — важно их вовремя заметить и своевременно прийти за помощью.
Признаки отставания в развитии
Ребенок в год не ходит — один из вариантов нормы
С ранних месяцев можно говорить о задержке психомоторного развития, если ребенок:
- поздно начал держать голову и переворачиваться;
- поздно научился садиться, и если сидит, то неустойчиво;
- поздно встал у опоры, а если встает, то на цыпочках;
- часто падает, не предпринимает попыток выставлять ножки, имитируя ходьбу.
У такого малыша к году не будет первых шагов. Поэтому на самых первых этапах важно проводить его комплексное лечение, направленное на улучшение моторной деятельности и нормализацию мышечного тонуса.
Ребенок в год не говорит
Симптомы часто проявляются в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок:
- не оживляется, услышав речь взрослого;
- не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
- не предпринимает попыток гулить;
- к 8-9 месяцам не лепечет, не подражает звукам, которые издают взрослые.
Поводом для беспокойства становится возраст 1,5 года. Если до этого возраста ребенок не произнес простых слов и не может показать предметы на картинке, стоит немедленно обратиться за помощью.
Другие симптомы задержки развития
Ребенок требует пристального внимания врача-педиатра, если:
- к году его развитие значительно отстает или превышает среднестатистические нормы — определить отклонения поможет врач;
- с рождения наблюдаются патологические масса-ростовые прибавки;
- он внезапно перестает расти и набирать вес;
- он не может удерживать в руках предметы, манипулировать ими, пить из поильника или кружки.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
— Екатерина Борисовна, что надо делать, чтобы ребенок хорошо развивался?
— Единой правильной модели воспитания, к сожалению или к счастью, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе — всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.
Например, если ребенок…
- открывает дверь — проследить, чтобы он не прищемил пальчики;
- взбирается на диван — предусмотреть мягкое падение;
- хочет есть самостоятельно — выдать ложку.
Предоставьте малышу возможность самостоятельного выбора — какую взять игрушку, в какую сторону идти на прогулку, на каких качелях кататься. Очень важно в этот период проговаривать все свои действия, объяснять происходящее. Это обогащает словарный запас, помогает развиваться речевым навыкам и делает мир понятнее и безопаснее для малыша.
— Какие игрушки нужны ребенку в год?
— Игр для этого возраста великое множество, и они не требуют больших затрат. Можно просто играть, не приобретая никаких игрушек, или вместо покупки дорогостоящих экземпляров смастерить самостоятельно аналогичные предметы. Полезны даже игры с крупами или макаронами различной величины и формы. Главное, при работе с мелкими элементами помнить о безопасности и ни на минуту не упускать руки малыша из поля зрения.
Как развивать малыша в 1 год
Игры на развитие двигательных навыков
- прятки
- догонялки
- игры с мячом
- гимнастика под музыку в игровой форме
- танцы
Игры на развитие сенсорики и моторики
- мозаика, кубики, пирамидки, сортеры
- матрешки, неваляшки
- пальчиковые краски
- игрушки из различных материалов разнообразной формы и фактуры
- развивающие книжки
- домики с замочками, застежками, гремящими элементами
Игры на развитие речи
- чтение
- пение
- потешки, прибаутки
- игры с картинками
- прослушивание аудиозаписей с разнообразными звуками живой и неживой природы
— Нужно ли выполнять специальные физические упражнения?
— Гимнастику и массаж проводят ежедневно в одно и то же время, чтобы малыш был готов к режиму и ждал процедуру. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка. Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Насильно настаивать на занятии нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.
Основные физические упражнения для детей от 1 года:
- ходьба по узкой дорожке, наклонной плоскости;
- ходьба приставными шагами;
- бег на месте;
- прыжки, приседания;
- игры с мячом или другими игрушками;
- ползание, лазание, преодоление препятствий;
- упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.
— Развивающие занятия для годовалых деток вне дома актуальны?
— Ребенок получает новую информацию каждую минуту, и даже простые повседневные дела развивают и обучают его. В годовалом возрасте достаточно обычных занятий дома с мамой. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки — все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для малыша.
Групповые занятия в этом возрасте бессмысленны. Ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете, быстро устает, отвлекается. Дополнительные контакты с посторонними также не полезны для еще формирующегося иммунитета.
— Тогда как найти баланс между развитием и отдыхом?
— Очень важно не перестараться с ранним развитием и не заполнять все время малыша занятиями, он должен учиться развлекать себя сам. Образовательная программа в один год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.
- утро — гимнастика и подвижные игры, паузы между блоками также нужно проводить динамично;
- день — сенсорика и игры с пирамидками, кубиками, пальчиковое рисование;
- вечер — развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.
Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.
ДЕТСКИЙ РАЦИОН
— Какие продукты можно ребенку в 1 год и влияет ли рацион на его развитие?
— Рацион играет одну из самых важных ролей в полноценном развитии годовалого малыша. Активные игры, непрерывная познавательная деятельность требуют полноценного восполнения энергозатрат. Ребенок в этом возрасте чувствителен к дефициту необходимых микронутриентов, поэтому важно обеспечить растущий организм полноценным, сбалансированным и разнообразным питанием.
Обязательные продукты после года:
- ;
- кисломолочные продукты — творожок, кефир, ряженка, йогурт;
- мясо — кролик, индейка, постная свинина, телятина;
- рыба белых сортов — минтай, треска, пикша;
- яйца;
- каши;
- овощи, фрукты;
- масло;
- хлеб.
— Какой состав смеси оптимален для развития ребенка старше года?
— Смесь должна содержать качественную молочную основу и соответствовать детским потребностям:
- иметь сбалансированный жировой состав, то есть включать Омега-6, Омега-3, в том числе арахидоновую кислоту, которые благоприятно влияют на нервную систему, и другие жирные кислоты в правильном соотношении;
- обеспечивать необходимыми витаминами, минералами. Основные микроэлементы в этом возрасте — йод, который отвечает за умственное развитие, кальций, отвечающий за опорно-двигательный аппарат и формирование зубов, железо, которое важно в переносе кислорода. Без них полноценное развитие практически невозможно;
- включать пре- и пробиотический компонент, который улучшает пищеварение, повышает усвояемость смеси и помогает организму справиться с обновленным и расширенным рационом;
- желательно наличие лютеина для формирования зрения, холина и L-карнитина, которые участвуют в обмене веществ, энергообмене.
Такими свойствами обладает смесь MAMAKO ® Premium третьей формулы — она может быть рекомендована для питания здоровых детей старше года, а также в качестве профилактической смеси при риске развития аллергии на белок коровьего молока. В составе MAMAKO ® Premium представлен исключительный для смесей на козьем молоке IQ-комплекс. А поскольку смесь — из козьего молока, это значит, что она низкоаллергенна, хорошо усваивается и обеспечивает комфортное пищеварение.
Способности ребенка в год многогранны и проявляются во всестороннем развитии движений, слуха, речи, эмоций, когнитивных, социальных и других навыков. Для гармоничного развития на этом этапе важно продолжить ежедневные занятия гимнастикой, много читать, разговаривать и, конечно, играть с ребенком. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, не менее важен и сбалансированный полноценный рацион. После года не стоит отказываться от продолжения грудного вскармливания: малыш все еще нуждается в молоке. Но если оно невозможно, вместо цельного молока лучше использовать молочные смеси третьей формулы.
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО ® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.